Меню PUSHKAR

ЧТО ЕСТЬ УГОЖДЕНИЕ БОГУ, И ЧТО УГОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАМ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ.

Обновлено: | Опубликовано:16 ноября 2020
ЧТО ЕСТЬ УГОЖДЕНИЕ БОГУ, И ЧТО УГОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАМ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ.

Об угождении

Видим, что люди людям угождают. Угождают подданные Царям своим, подвластные властям своим, рабы господам своим, дети родителям своим, и прочие другим людям угождают. Так и особенно нам, христианин, Богу должно угождать.

Требует этого от нас:

1) Вера и исповедание наше. Ибо вера не должна быть праздна и суетна, но плодоносна, любовью и добрыми делами сопровождаема, как требует сего апостол от нас: Покажи мне веру твою от дел твоих (Иак. 2:18).

2) Требует сего от нас обещание наше, которое мы дали Богу при святом Крещении. Ибо тогда, отстав от сатаны, обещались Ему служить и угождать.

3) Требует сего самая совесть наша. Ибо и самою совестью убеждаемся Богу угождать, и Его высочайшим почитанием почитать, что без угождения быть не может.

4) Требует сего от нас необходимая нужда и дело спасения нашего. Ибо надобно непременно угождать Тому, у Которого временного и вечного спасения просим и от Которого всякое добро душевное и телесное желаем получить. Ибо кто не угождает тому, у которого милости и всякого добра просит и ищет? Самый разум естественный убеждает его к тому. Итак, если и мы, христиане, хотим от Бога милости получить, должны Ему и угождать. Угождают люди Царям своим. Бог есть Царь наш, и Царь Вечный, Царь царствующих, и страшен Царь по всей земле. Итак, должны Ему угождать, как Вечному Царю нашему. Угождают люди властям и начальникам своим. Бог есть Властелин и Начальник наш Верховнейший, власть и начальство Которого вечное. Итак, должны Ему угождать, как Властелину и Начальнику нашему Вечному.

Угождают люди господам своим. Бог есть Господь наш Высочайший, Господь господствующих. Итак, должно Ему угождать, как Высочайшему Господу нашему. Угождают люди своим благодетелям. Бог есть Высочайший Благодетель наш, от Которого бесчисленные получили и получаем благодеяния и больше Которого нет и не может быть благодетеля, ибо мы Его создание, и все, что ни имеем, от Него имеем. Итак, должно Ему, как Высочайшему Благодетелю, угождать.

Угождают люди отцам своим. Бог есть Отец наш; словом Своим святым и банею Крещения духовного родил нас. Итак, должно Ему, как Милостивому Отцу нашему, угождать. Должно угождать Тому, Которому все святые Ангелы со страхом, любовью и радостью угождают; Тому, Которому вся тварь служит и угождает; Тому, пред Которым все трепещут; Тому, Которому противиться и Которого раздражать страшно; Тому, Который может и душу, и тело в геенне огненной погубить (Мф. 10:28); Тому, у Которого в руке всех жизнь и смерть; Тому наконец, от Которого «чаем воскресения и жизни будущаго века». И угождать Ему должно искренно, сердечно и нелицемерно; то есть должно то угождение происходить от веры и сердечного упования. Ибо Он, как Сердцеведец, глубину сердец наших испытывает и видит, как Ему угождаем: искренно или лицемерно. Кому же христианин, угождать нам, как не Богу нашему?

Но посмотрим, кто Богу угождает и кто не угождает, и как Ему угождать нужно.

1) Угождает Богу, кто волю Его святую творит. Не угождает Богу, кто воли Его святой не творит. Угождает Богу, кто смиренно поступает и живет. Не угождает Богу, кто превозносится и гордится, в гордости и пышности живет. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Петр. 5:5). Угождает Богу, кто всю надежду на Него полагает, надежду как временного, так и вечного спасения. Не угождает Богу, кто на себя, на свою честь, на князей и высоких людей и прочее создание надеется. Угождает Богу, кто Его от чистого сердца призывает и молится Ему, и просит у Него в нуждах и бедствиях своих помощи и заступления. Не угождает Богу, кто оставляет молитву, и в нужде своей прибегает к немощному созданию, и говорит или человеку, или золоту и серебру: «Ты моя надежда», – что единому Богу говорить прилично и должно.

Угождает Богу, кто Его за все благое сердечно благодарит, и хвалит Его и поет: Восхвалю имя Бога моего в песни, возвеличу Его славословием, и будет это угодно Богу более, нежели юный телец с подрастающими рогами и с копытами (Пс. 68:31–32). Не угождает Богу, кто оставляет сей долг, и так Богу неблагодарен бывает. Угождает Богу, кто святое имя Его с почтением и благоговением поминает. Не угождает Богу, кто имени Его святому не отдает достойной чести, но без всякой нужды, без страха и почтения, и во всяких случаях поминает, как-то вошли в обычай негодные божбы и поминания страшного и святого имени Божия: «Ей Богу! На то Бог! Свидетель Бог!» и прочее. Беззаконие делает, кто в шутках и во лжи страшное имя Божие поминает.

Угождает Богу, кто своим родителям, властям и прочим, в чести находящимся, отдает достойную честь. Не угождает Богу, кто таковой им не отдает чести. Угождает Богу, кто не только свою, но и ближнего своего сохраняет жизнь; не угождает Богу, кто об этом небрежет. Угождает Богу, кто в честном и целомудренном супружестве, или без него чисто и непорочно живет. Не угождает Богу, кто не хранит чистоты, но или прелюбодействует, как то состоящие в браке делают, или блудодействует, как то делают живущие без брака законного. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13:4).

Угождает Богу, кто от похищения, воровства и всякой неправды отвращается. Не угождает Богу, кто на беззаконные те дела руку простирает. Угождает Богу, кто язык свой от клеветы, осуждения, злословия, празднословия и всяких негодных и гнилых слов удерживает. Не угождает Богу, у кого язык не обуздан. Угождает Богу, кто искренно, простосердечно и нелицемерно с ближним своим поступает и обходится. Не угождает Богу, кто с ближним своим ложно, лестно, лукаво, коварно поступает. Угождает Богу, кто ничего чуждого без воли хозяина не желает. Не угождает Богу, кто желает похитить, или отнять чужое добро.

Словом, угождает Богу, кто по правилу святого слова Его себя исправляет и живет; не угождает Богу, кто о том небрежет. Но твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «Познал Господь Своих»; и: «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19).

2) Богу угождать должны мы, христианин, более Царей наших, более властей наших, более господ наших, более родителей наших и более всех, кому мы ни подчинены. Ибо и бояться, и любить, и почитать Его более всякого создания, именуемого на небе или на земли, должно. Ибо Он есть Верховнейший Господь наш и есть Царь царствующих и Господь господствующих. Посему и подданные Царям, и подвластные властям, и рабы господам, и дети родителям повиноваться и угождать Господа ради должны, как апостол говорит: Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым (1 Петр. 2:13–14), и прочее.

Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29)

3) Если что, как то бывает, приказывают и повелевают нам власти, но то противно воле Божией, то не должны мы в том их слушать, хотя бы и смертью нам грозили. Дороги должны быть нам власти человеческие; но несравненно дороже должен быть Бог, Которому и самые власти со страхом повиноваться должны. Так научают нас примером своим апостолы святые, которым беззаконные ж. запрещали учить и говорить о имени Христовом; но они не слушали их, и со дерзновением учили и говорили Божие слово, и отвечали запрещающим: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян 5:29).

4) Если хотим Богу угождать, то не должны ближнего нашего презирать и отвращаться от него, но должны миловать его и в нуждах его снабжать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию (Рим. 15:2).

Требует ближний наш совета от нас – подадим совет, когда можем.

Требует пищи от нас – подадим пищу.

Требует одежды – оденем его.

Требует упокоения в доме нашем – упокоим его.

Требует служения нашего – послужим ему.

Требует в скорби и печали утешения – утешим его по нашей возможности, и прочее. Ибо сего хочет воля Божия и требует христианская любовь. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр. 13:16).

5) Отсюда следует, что и врагов наших любить, и им добро творить должны мы, если хотим Богу угождать. Ибо воля Божия хочет сего (Мф. 5:44). Если хотим волю Божию творить, и так Богу угождать, то должно нам и от врагов наших любви нашей не отнимать, и им в нуждах их помогать. Это более всего христианина и богоугодного человека показывает. Если Царю земному хочешь угодить и так милость от него получить, то не отречешься и врагу твоему послужить, когда он хочет того от тебя и повелевает тебе. Тем более должно тебе делать сие ради Царя Небесного, ради Которого и земному Царю угождать должно, и врагов своих любить, и в нуждах их служить им. Ибо в этом и христианская истинная добродетель состоит, то есть в том, чтобы себя самого победить и воздавать добром за зло. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12:20–21).

6) Чтобы все сие угодно Богу было, должно нам то все исполнять, то есть уклоняться от зла и творить благое, и не ради тщеславия и похвалы человеческой, но ради славы святого имени Его. Этому научает нас Христос Господь: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16). Иначе как угодно может быть Богу то, что не ради Бога делается? Отсюда следует, что не всякое доброе дело видимое – истинно доброе, но то, которое добре творится, то есть ради добра, которое есть слава имени Божия.

Христианин! Бог мир весь ради нас сотворил, и все нас ради творит, и Сына Своего ради нас в мир послал, и на смерть Его предал ради нас, и так от грехов, дьявола, смерти и ада искупил нас, и вечное уготовал царствие: что более уже может Бог сотворить ради нас? Сотворим и мы все ради Него, и возлюбим Его, и почтим Его, и послужим Ему, и заповеди Его святые сотворим ради Него Самого, и так от чистого сердца угодим Ему.

7) За богоугодными делами и святым предложением следует искушение как от дьявола, так и от злых людей. Делается это попущением Божиим к испытанию человеческому: ради Бога ли делает он то, что начал, и твердо ли стоит в начатом деле. Посему все, что ни приключается противное ему, должно, как от руки Господней посылаемое, принимать и великодушно претерпевать, и в начатом не ослабевать, но более преуспевать. Надейся на Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и надейся на Господа, – увещевает пророк (Пс. 26:14).

8) Богу угождать без Самого Бога не можем, христианин, ибо велика наша слепота, и слабость, и растление. Посему должно с усердием Богу молиться и к Нему воздыхать, чтобы Сам наставил нас на путь, Ему угодный, и на нем бы нас хранил, и по нему вел нас. Сему нас научает примером своим Давид святой, который через весь псалом 118-й со всяким усердием молился Богу и желал святого и богоугодного жития. Да последуем и мы ему в этом. Научи мя, Господи, творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой (Пс. 142:10).

Господи! Дай мне хотеть, начинать, мыслить, творить и говорить, что воле Твоей святой угодно. Не допусти, Господи, ни хотеть, ни начинать, ни мыслить, ни творить, ни говорить, что воле Твоей не угодно. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; да возвеселится сердце мое, боясь имени Твоего (Пс. 85:11).

О том же

Когда подданные перед Царем своим, подначальные перед начальником своим, рабы перед господином своим, дети перед отцом своим ходят и обращаются, то со всяким страхом и опасением обращаются, чтобы в чем не проступиться, и так бы их не оскорбить и не прогневать; а потому всяких слов и дел непристойных берегутся, и так им угождают.

Христианин! Да последуем и мы в этом таким людям, которые так людям угождают, и перед Богом и Царем нашим Вечным, и Отцом нашим, Который небесах, да поступаем так и обращаемся, и всего, что Ему противно и неугодно, да бережемся, и так угодим Ему. Ибо всегда и везде, где мы ни находимся, перед Богом находимся и обращаемся; и что ни делаем, говорим, мыслим и начинаем, перед Ним все делаем, мыслим, начинаем и говорим. Ибо Бог на всяком месте присутствует, и всякое дело наше видит, и всякое слово наше слышит.

Посему в доме ли находимся – пред Ним находимся.

Дело ли какое делаем – пред Ним делаем.

Речь ли какую говорим – пред Ним говорим.

Мыслим ли и начинаем что – пред Ним мыслим и начинаем.

С людьми ли находимся и беседуем – пред Ним беседуем.

Едим ли или пьем – пред Ним едим и пьем.

Покупаем ли, или продаем – пред Ним покупаем и продаем.

Любим ли что, или ненавидим, желаем ли чего, или отвращаемся, – все это пред Ним бывает.

На ложе ли почиваем и успокаиваемся – пред Ним почиваем.

По пути ли идем – Он с нами, и пред Ним идем.

В пустыне ли или в уединении, в городе ли, или селе, в тайном или явном месте находимся – Он с нами присутствует, и пред Ним обращаемся.

Словом, всегда и везде, где ни находимся, Он с нами, и пред Ним обращаемся, и что ни делаем, мыслим и говорим, все для Него явно и откровенно (См. Иер. 23:24; Иов. 34:21; Сир. 23:27–29; Евр. 4:13). Да поступаем пред Ним везде так, как поступают поданные пред Царем своим и все подвластные пред властью своею, и так воздадим Ему, как Богу нашему, Царю нашему, Господину нашему и Отцу нашему, достойную честь, и таким образом угодим Ему. Не уподобимся тем христианам, которые пред людьми благочинно поступают и показывают себе благочестивыми, но в тайных местах беззаконничают и такое творят, что стыдно и говорить. Таковые христиане – лицемеры, нечестивые и безбожные. Они людей стыдятся, но Бога не стыдятся; людей боятся, но Бога не боятся. О таковых написал пророк Божий: Не представили Бога пред собою (Пс. 53:5).

О человек, где ты с темным своим делом укрыться можешь от Того, Который везде присутствует и все видит? Убегаешь от людей; но Бог везде предваряет тебя, и никуда от Него убежать не можешь (См. Ам. 9:2–4). Скрываешься от людских очей; но от Божиего всевидящего ока нигде и никак скрыться не можешь. Бережешься, чтобы не слышали люди негодных и гнилых твоих слов; но Бог их слышит. Скрываешь в тайне сердца твоего лесть, лукавство, хитрость и ложь, и бережешься, чтобы люди сего твоего зла не познали; но Бог, сердца и утробы испытывающий, все это явно видит (Пс. 7:10; 1 Пар 28:9).

«Я-де Бога не вижу». Правда, и видеть Его не возможно никому. Бога не видел никто никогда (Ин. 1:18). Бог есть Дух, никаким чувствам не подвластный, и потому видеть Его невозможно, а только верою и умом Он познается. Вера святая и Божие слово научает нас, что Бог – везде, и все наше видит, и всякое дело, слово и помышление Ему открыто, как это изображается особенно в псалме 138-м: Господи, Ты испытал меня, – и проч. Если веришь слову Божию, то веруй, что и Бог на всяком месте есть, и ты пред Ним ходишь и обращаешься, хотя Его и не видишь; и Он всякое твое дело видит, и нигде от Него и ни с чем утаиться не можешь. Всему тому слово Божие научает. Если ли же не веришь Божию слову, то зачем называешься и христианином? Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые (Еф. 5:15).

О том же

Примечаем и то, что когда люди хотят царям, властям и отцам своим угодить, то делают то, что они делают, и так им, последуя нравам их, угождают.

Христианин! Будем подражать и мы Богу, Небесному нашему Царю и Отцу; да последуем Божественным нравам Его, и да делаем то, что Он делает и так угодим Ему. Любит Он всех, что видно и из всех созданий Его, и из святого слова Его, и из воплощения Единородного Сына Его. Постараемся и мы любить Его от всего сердца нашего, Его, возлюбившего нас, и друг друга любить. Любовь есть исполнение закона (Рим. 13:10). Он Свят; будем и мы святы, творя святыню в страхе Божий. Он Праведен, будем и мы праведны, воздавая Ему всякую честь и славу, и ближним нашим должное. Он Милостив и Милосерд и сострадает бедствию нашему; будем и мы милосердны, как Отец наш Небесны милосерд. Он благотворит всем, добрым и злым, солнцу Своему повелевает восходить над добрыми и злыми и посылает дождь на праведных и грешных (Мф. 5:45), да творим и мы добро всем, сродникам и не сродникам нашим, друзьям и врагам нашим, знаемым и незнаемым нашим.

Он долготерпит всем, ожидает всех на покаяние; будем и мы долготерпеливы, и не воздадим зла за зло и досаждение за досаждение. Он Истинен и Верен в словах Своих; будем и мы истинны и простосердечны. Он всякий грех и беззаконие ненавидит; возненавидим и мы всякий грех и беззаконие, и от него отвратимся. Он хочет, чтобы все спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2:4); да будет таковое и наше желание. Он всем кающимся грехи отпускает; отпустим и мы, грешники, грешникам согрешения их; отпустим, да и нам отпустятся от Него согрешения наши. Он всех молящихся слушает и прошения их исполняет; не отвратим и мы ушей наших от просящих нас, и прошения их исполним.

Так уподобимся Ему, так будем подражать Ему, так будем следовать пресвятым нравам Его, так будем чадами света, и живыми и истинными членами Христа, Сына Божия, так покажем, что мы не напрасно называем Его Отцом: Отче наш, Иже еси на небесех, и прочее. И так угодим Ему. Ибо этого и воля Его святая, и слово Его святое, и обещание наше, данное нами при Крещении, и долг наш христианский требует. Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5:1).

О том же

Видим, что когда хотят подданные Царям своим, подвластные властям своим, рабы господам своим, и дети отцам своим угодить, то не то, что себе угодно, но что им угодно видят, делают, и так им угождают. Христиане! Так сотворим и мы. Да делаем не что нам угодно, но что Богу угодно, и так угодим Ему. Божие слово показывает нам, что Богу угодно и что не угодно. Сей священный светильник да светит нам во всех наших делах, словах, мыслях и начинаниях; ибо на то он и поставлен нам Милосердным нашим Небесным Отцом. Слово Твое – светильник ногам моим и свет стезям моим (Пс. 118:105).

Угодно нам в праздности и лености жить, но Богу это неугодно; сотворим угодное Богу, и оттрясем сон лености и праздности, и пребудем в полезных и благословенных трудах. В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3:19). Угодно нам в гордости и пышности мира сего жить, но Богу то не угодно, угодно же смиренномудрие наше; возлюбим смирение, угодное Богу и в смирении поживем (1 Петр. 5:5–6). Угодно нам пространным путем, путем прихотей, роскоши и веселостей идти, но Богу то неугодно; уклонимся от пространного и широкого пути, и сотворим Богу угодное, и войдем на тесный путь, ибо он Ему угоден: Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их, – говорит Господь (Мф. 7:13–14).

Угодно нам гневаться, и обиду за обиду, и зло за зло, и досаждение за досаждение воздавать, но Богу то неугодно; сотворим угодное Богу, и простим обидящим нас, простим от сердца нашего. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам», – говорит Господь (Рим. 12:19). Неугодно нам любить врагов наших, благословить проклинающих нас, и добро делать ненавидящим нас, но Богу это угодно; сотворим угодное Богу, и постараемся любить не только друзей, но и врагов наших, и добро делать ненавидящим нас, и прочее. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44).

Угодно нам страстную похоть исполнять, но Богу это противно, а угодно Ему целомудрие и святость наша; сотворим угодное Богу и в целомудрии и святости поживем (Тит. 2:12). Угодно нам языком нашим празднословить, клеветать, осуждать и прочие негодные и гнилые слова произносить, но Богу то неугодно; обуздаем язык наш и возлюбим благоразумное молчание, и всякое слово, какое ни говорим, солью разума растворено и к созиданию ближнего нашего да будет; ибо это угодно пред Богом (См. Еф. 4:29).

Так и в прочем поступим, и сотворим не то, что нашей воле и плоти угодно, но то, что воля Божия хочет, и так угодим Ему. Сойдем со страхом и усердием с того седалища и престола, на котором сидим, и дадим на нем место Богу нашему, и почтим Его, и поклонимся Ему, и всегда и во всех словах, делах и начинаниях да говорим Ему со смирением и страхом: «Отче, да будет воля Твоя, а не моя! Да будет хотение Твое, а не мое! Хочу и я, что Ты хочешь; не хочу и я, чего Ты не хочешь. Господи, помози мне. Аминь».

святитель Тихон Задонский

Также читай другие слова святителя Тихона Задонского, такие как:

О ПРЕЗРЕНИИ И ОТРИЦАНИИ МИРА. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ.

ОБ УЗКОМ И ШИРОКОМ ПУТИ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ.

О ТЕРПЕНИИ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ.

ОБ ИСТИНЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО УЧЕНИЯ. СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН ЗАДОНСКИЙ.

МНОГО Я ТЕБЕ ДОЛЖЕН, ГОСПОДИ. БЛАГОДАРЕНИЕ БОГУ ЗА ВСЁ.

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ - ССЫЛКА ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ. ЧТО ЕСТЬ СМЕРТЬ И СТРАХ СМЕРТИ.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
  1. Святитель Тихон Задонский Сокровище духовное, от мира собираемое Угождение https://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonskij/sokrovische_duhovnoe/155
  2. Творения Святителя Тихона Задонского и всея Руси чудотворца. «Сокровище духовное от мира собираемое». Т. 2. Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского. Москва, 2003

Поддержать работу журнала и публикацию новых статей можете только вы - читатели.
Для любой страны по ссылке, реквизитам сберкарты для России:

сбер: 5336 6903 2288 8290

КНИГА ЛЮБВИ О ЛЮБВИ. КНИГА ЖИЗНИ, КОТОРУЮ ДАРОВАЛ БОГ.

Для читателей журнала PUSHKAR экземпляр Нового Завета в подарок!

Комментариев нет:

Отправить комментарий