Меню PUSHKAR

О ПЬЯНСТВЕ. ИГУМЕН НИКОН (ВОРОБЬЕВ).

Обновлено: | Опубликовано:24 января 2021
О ПЬЯНСТВЕ. ИГУМЕН НИКОН (ВОРОБЬЕВ).

Из писем игумена Никона

Письма супругам Маниловым, Екатерине и Сергею*

*Сергей Павлович Манилов работал бухгалтером в городе Козельске, сильно пил.

Дорогая Катя!

Прочёл твоё письмо. Жаль мне тебя, ещё более жаль Сергея. Ты стоишь на верном пути, а он на гибельном. Путь верный один: сознать, что мы грешники, искажённые душой и телом, прокажённые, нечистые, недостойные Царствия Божия, недостойные даже обратиться к Богу с молитвой. Я рад, что ты и сознаёшь себя такой, и скорби свои принимаешь как от руки Божией, как заслужившая их, во очищение грехов своих. Держись этого устроения. Оно единственно правое. Кто не сознаёт себя грешным, тот сбился с правого пути, удалился в болото тщеславия и прелести, отошёл от Бога на страну далече пасти свиней мысленных (см. притчу о блудном сыне (Лк. 15, 11–16)), в рабство гордым бесам.

Без скорбей и искушений человек не может прийти в смирение. Тщеславие, самолюбие и гордость так глубоко гнездятся в сердце человеческом, что нужны сильные средства и длительный период обучения скорбями и искушениями, чтобы искоренить их и привести человека хоть к некоторому смирению. Без смирения высшие Ангелы стали бесами, а Адам и Ева изгнаны из рая. Как же нам без смирения, да ещё с грехами, войти в потерянный рай? Никак нельзя, пока человек не поймёт своего падения, своей гордыни, пока глубоко не смирится и не будет от всего сердца взывать ко Господу, как мытарь: «Боже, милостив будь мне грешному, Господи, от дел нет мне спасения, помилуй мя по великой Твоей милости».

Когда враги (слово враг в христианской литературе часто употребляется для обозначения нечистой силы – духов злобы, бесов, дьявола) возбудят Сергея, старайся оградиться от него и вещественно (прячь все опасные предметы), и главное молитвой. Господь ни на одну секунду не оставляет нас. И если Ему неугодно, чтобы тебя обидел Сергей, то ни он, ни весь ад ничего тебе не сделают. Господь попустил избить преподобного Серафима, дал Ему стать мучеником и участником Креста Христова. Если ты будешь способна к этому, то и тебе может Господь попустить страдания, а если ещё нет терпения, и смирения, и любви к обидевшему, то и не попустит. «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».

Очень сочувствую тебе, желаю всяких милостей от Господа. Господь да благословит тебя и да оградит от всякого зла ныне и во веки веков. Аминь.

Прошу не забывать меня в твоих молитвах.

Молись всегда за Сергея, чтобы Господь не допустил его до погибели.

Я получил твоё скорбное письмо. Очень жалею тебя. Жаль и Сергея. Пропадает человек зря. Особенно нехорошо то, что когда болезнь угрожала, тогда он обратился на правый путь, а когда поправился, то всё забыл. Скажи ему слова, сказанные Спасителем исцелённому расслабленному: Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (См.Ин.5,1–14). Что может быть ещё хуже, чем 38 лет лежать в постели больному? Не иное что, как вечная мука после смерти. За твои молитвы и любовь к Сергею Господь вразумил его. Он прекрасно понял это. Если же он отвергает Господа и оскорбляет Его делами (языком признавать Господа невеликое дело, и бесы признают Иисуса Христа и Бога), то получит достойное по делам своим. Бог поругаем не бывает.

А ты проси у Господа терпения и защиты. На подвижников Божиих бесы явно нападали, били их, наводили страшную тоску и прочее по попущению Божию. Терпением всего этого они доказали свою любовь к Господу и были награждены Господом. И тебе Господь попускает терпеть напасти от Сергея, вернее, от бесов, орудием которых является Сергей.

Терпи, родная, о Господе. Претерпевший до конца спасён будет. Таинственный духовный закон таков: Многими скорбями подобает войти в Царствие Божие.

Благословение Божие и помощь Его да покроют тебя от всякого зла. Не бойся. Волос с головы твоей не упадёт без воли Божией. Бес скачет задом и передом, а дело идёт своим чередом.

Да поможет Господь и Сергею избавиться от дьявола и покаяться.

Сказано: Если приступаешь служить Богу, приготовь душу твою к искушению.

Если человек находится весь во власти диавола, то может ли он не делать всяких пакостей тому, кто старается жить по Евангелию, кто жалеет его и хотел бы вырвать из рук дьявола? Лютой ненавистью ненавидели Иисуса Христа враги Его и добились Его распятия. Ученик не больше своего учителя. Ты по внутреннему человеку (внутренний человек – разумная, духовная часть души; сердце как вместилище Духа Божия) должна радоваться, что Господь ведёт тебя по Своему крестному пути, и всем сердцем благодарить Его. Весь ад, а не только Сергей со своими бесами ничего не сделает больше того, что позволит Господь. По человечеству принимай меры к своей безопасности, что можешь, а прочее передай воле Божией. Радуйся о Господе! Ты удостоилась чести святых, только без ропота, а с благодарностью понеси свой крест до конца.

Господь никогда не оставляет своих рабов. Потерпи, или он изменится к лучшему, или будет над ним суд.

Да поможет тебе Господь! Везде советуется претерпеть до конца. Пусть Господь разрешит это дело. Не бойся. В крайности я тебе всегда помогу. Господь да благословит и сохранит тебя!

Пишу это письмо при Сергее. Он со скорбью рассказал о ваших взаимоотношениях. Насколько я понял, вы оба виноваты и поступаете неправильно.

Если он пьёт, то надо его пожалеть. Он уже раб своей страсти. Один, своей силой избавиться он не может. Ты же, вместо помощи, только осуждаешь его, требуешь от него того, что он пока дать не может. Ты себя считаешь правою, но очень ошибаешься. Если ты духовнее его, то твоя обязанность понести его немощи. Вы, сильные, немощи немощных носите, – вот что требует от тебя Господь. Ещё сказал: Вы, духовные, исправляйте такового (как, например, Сергей) духом кротости. Слышишь? Духом кротости исправляйте, а не руганью, упрёками, ссорой, самооправданием и т.п. Таким поведением ты себя губишь; может от этого пострадать и Сергей, тогда ты ответишь и за его душу.

Со всем убеждением, со всей силой души моей, с любовью умоляю тебя: смирись пред Сергеем, сочти себя виновной пред ним (хотя бы ты и была в чём-либо права), попроси прощения за всё прошлое; затем дай обет Богу всё делать ради мира и спасения обоих. Ты не можешь спастись без Сергея, а он без тебя. Погибель одного будет гибелью и другого. Вы повенчаны, вы составляете одного человека. Если твоя рука заболеет, ты не отрезаешь её, а лечишь. Не можешь ты отрезать от себя Сергея, как и он тебя. Вам надо спасаться вместе или вместе погибнуть. Сказано: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и т.д. Не тем ли более вам надо любить друг друга, полагать душу свою за ближнего. Ты знаешь требование Спасителя: Если принесёшь дар твой пред алтарём и вспомнишь, что брат твой имеет нечто против тебя, то иди прежде примирись с братом твоим и тогда уже принеси дар. Тогда только Господь примет его, а иначе отвергнет твои дары и твои молитвы, как отверг жертву Каина.

Кайся, я боюсь за твоё духовное устроение. Ты писала и говорила о том, что видишь свои грехи, сокрушаешься о них. Это очень высокое состояние, но с некоторого времени я стал сомневаться в этом. Не обманывает ли тебя враг? При искреннем видении своих грехов нельзя серьёзно осуждать других, а тем более огорчать, как ты огорчаешь Сергея. Ты не должна требовать от него здоровья, когда он болен, а должна оказывать снисхождение его немощи. Не должна ругать, когда он пьян, а молчать, чтобы не вызвать на что-либо худшее. И в трезвом состоянии ты должна не пилить его, а совместно обсудить с ним, как вам быть, чтобы общими усилиями победить его слабость. Должна ты помнить и то, что ты не безгрешна. Можно дела по внешнему виду иметь вполне правые, а глубокие душевные мотивы (то есть причины) могут пред Богом оказаться лукавыми.

Преподобный Пимен Великий говорил, что наше спасение в ближнем, то есть в любви к ближнему. С этого надо начинать всем, а также и тебе. Никакие твои молитвы, труды, милостыни не будут угодны Богу, если будешь осуждать только Сергея, а не прилагать всех усилий: или спасти его, или решиться самой погибнуть ради его спасения. Только при этом условии Господь примет твои молитвы и добрые дела.

Сергею не говори ничего ни об этом письме, ни о содержании письма, иначе получишь вред. Я запрещаю тебе это. Не подумай, что я написал это тебе потому, дескать, что Сергей наговорил мне и я поддался. Нет. Ещё с весны и даже раньше я почувствовал неправду твоего устроения.

Да поможет тебе Господь понять написанное и приобрести мир и любовь с Сергеем! Да благословит тебя Господь и да исцелит твою душу! С искренним желанием тебе добра и спасения остаюсь любящий тебя Н.

Катя, пишите мне письма вместе с Сергеем. Исправляйте оба, чтобы оба были согласны с написанным.

Дорогой Сергей! Привет тебе!

Как ты живёшь? Как здоровье твоё? Очень хотелось бы мне повидать тебя и побеседовать. Я слышу, что ты продолжаешь изрядно выпивать в крайний вред себе. Что ожидает человека на этом пути? Я тебе сейчас напишу.

Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадёшь под полную власть бесов. Они будут возбуждать тебя пить всё больше и больше и через это расстраивать нервную систему. Ты сделаешься раздражительным, гневливым. Лёгкие сначала, ссоры будут всё грубее, длительнее. Денег не будет хватать, сгонят со службы – надо будет продавать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть, даже воровать. Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить.

Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и проч. Потом могут явиться и в своём безобразном гнусном виде. Если и тут ты не образумишься, то заставят тебя совершить какое-либо тяжкое преступление, например поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничтожения. Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдут окончательно и навеки во власть бесов, в ужаснейшую муку, которой не будет конца.

Как люди духовные, борющиеся с грехом и побеждающие грехи, делаются постепенно способными чувствовать сначала духовный мир, а затем видеть Ангелов, точно так же преданные грубым страстям, особенно пьянству и разврату, если не покаются, будут видеть бесов и сделаются их рабами.

Уже внешний вид человека духовного и раба дьявола говорят ясно, к чему ведёт тот и другой путь. По плодам их узнаете их, – говорит Господь.

Дорогой, милый, добрый, умный Серёжа! Опомнись: куда ты идёшь? Если тебе здесь ещё тяжело, то каково будет после смерти? Страсти в тысячи раз более сильные, чем на земле, будут как огнём палить тебя без какой-либо возможности утолить их. За потерянную жизнь, за совершённые преступления совесть, как червь неусыпающий, станет грызть твоё сердце. А сознание, что сам себя лишил вечного блаженства в обществе святых людей и Ангелов, будет вовеки терзать тебя.

Серёжа, если не можешь бросить пить, так хоть осознай, что ты делаешь нехорошо, что губишь себя, обижаешь близких тебе, оскорбляешь Господа. Пойми это и припади к Господу хоть один раз в день и скажи Ему: «Господи, я погибаю, спаси меня, не допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостив ко мне грешному». Если будешь так говорить ежедневно от всего сердца, то Господь простит тебе все грехи твои и спасёт от погибели.

Первым вошёл в рай разбойник. Это устроил Господь для поощрения и утешения нас грешных. Всё прощает милосердный Господь искренне кающемуся. Не должно отчаиваться никакому грешнику. Не говори, что ты уже погиб, это бесовская мысль. Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся, – говорит Господь. Он, Спаситель наш, пришёл на землю, чтобы взыскать и спасти погибшего. Не бойся бесов. Если они будут являться в каком-либо виде, то призывай имя Господа Иисуса Христа и крестись сам, и крести явившихся, и они исчезнут как дым. Не ножами или иным вещественным оружием обороняйся. Они не боятся этого, а борись именем Божиим. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся (обступили меня, окружили меня, и именем Господ ним я воспротивился им (см. Пс. 117,11)) и оборонялись от бесов истинные христиане и нас научают этому.

Серёжа, я тебя всегда поминал на молитве. Даю тебе обещание за каждой Литургией вынимать за тебя частицу и просить Господа, чтобы он вразумил тебя и помог избавиться от беды. Только ты сам хоть немного борись, не давай руки бесам. Сам проси, повторяю, хоть один раз в день с земным поклоном Господа, чтобы Он не оставил тебя на погибель, а спас от вечной муки. Пожалей себя, пожалей Катю. Ведь ты когда-то любил её. Может быть, и теперь любишь. Неужели тебе не жаль её терзать? Проси у неё прощения, если обидишь когда, чтобы и Господь тебя простил. Если ты сам не будешь в мире с близкими твоими, то как примиришься с Господом?

Не отчаивайся, что бы ты ни наделал. В светлую минуту помолись Господу, и Он поможет тебе и всё простит. Серёжа, опомнись, пожалей себя! Приезжай к нам. Здесь можно исповедаться, причаститься. Походишь в церковь, почитаешь книг духовных. Возьми отпуск и приезжай, хоть один, хоть с Катей, как тебе удобней.

Серёжа, я человек грешный, а жалею тебя от всего сердца.

Господь же в тысячи раз больше жалеет каждого грешника и ждёт только обращения его, чтобы простить все его грехи и мерзости и спасти. Обратись к Господу с молитвой, покайся в своих грехах, отойди от дурных людей и от твоей проклятой службы, и спасёт тебя Господь. Лучше нигде не работай, но не пей и не губи себя. Пока Катя тебя прокормит, а когда несколько укрепишься и овладеешь собой, то Господь устроит тебе невредную работу. Приобретёшь ты мир душевный, спокойствие, радость. А теперь ты только страдаешь и губишь себя и заставляешь страдать твоих родных.

Если не обратишься с покаянием и смирением ко Господу, то ещё здесь ожидает тебя великое страдание, а после смерти – плач, скрежет зубов, мрак, тартар, червь неумирающий и огнь неугасимый, вечная, ужасная, непостижимая и никогда не оканчивающаяся мука.

Как бы тяжело здесь ни было, но всему земному настанет конец. А после смерти вечность без конца – вечность или в неизреченном блаженстве, или в ужасной муке. Выбор в наших руках. Господь хочет всем радости вечной, но насильно никого не влечёт к Себе. Не хочешь быть с Господом во свете и блаженстве, пойдёшь к дьяволу в вечную тьму и муку.

Всё, что здесь написано – несомненная истина. Пожалей себя, Серёжа, будь милостив к себе. Аминь.

Искренне любящий тебя и желающий тебе добра, твой друг и отец.

Дорогой Серёжа!

Получил твоё письмо. Наверно, тебе уже сделали операцию и, надеюсь, удачно. Я всё время помню о тебе и желаю здоровья не только телесного, но и, что неизмеримо важнее, душевного. Поверь мне, что болезнь твоя не случайна, она послана тебе по великой милости Божией для спасения твоей души. Нужно было оторвать тебя от той безобразной жизни, которая губила тебя и огорчала всех любивших тебя.

Я уверен , что ты вполне осознал своё неладное прошлое и раскаиваешься в нём. Очистить душу от прежних скверн может один только Господь. И если ты без ропота, а с благодарностью к Богу потерпишь свою телесную болезнь, то этим покажешь свою веру, своё покаяние и смирение и получишь не только прощение сделанных прежде грехов, но и помощь на будущее время для борьбы с дурными влечениями, а после смерти – вечную жизнь в общении со всеми святыми, неизреченную радость. Не унывай, родной, отгоняй уныние и неверие, чаще призывай имя Божие, и Господь утешит тебя, хотя и даст потерпеть болезнь.

Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи, что послал мне болезнь для спасения души моей. Слава Тебе, Господи, слава Тебе».

Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убеждённо, от всего сердца, и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твёрдость и терпение. Это признаки посещения благодати Божией. Дай обет Господу оставшуюся жизнь провести по-христиански, и Господь продлит дни жизни твоей на земле для покаяния и для приобретения новых свойств душевных, необходимых в Царствии Божием: смирения, кротости, воздержания во всём, милосердия, благоговения и благодарности к Богу, и проч.

Старайся меньше разговаривать с людьми, а упражняйся во внутренней молитве.

Господь да благословит тебя и вразумит на всё благое. Но и сам ты уклоняйся от зла и твори благо, борись с грехом, живущим в каждом человеке, ибо Царствие Божие усилием берётся.

Будь здоров телом и душой.

Серёжа, относительно прошлого не беспокойся очень, а когда вспомнишь, то проси у Господа прощения, и Он не вспомянет твоих грехов на Суде Своём. Только не повторяй их, не поддавайся внушениям врага.

Ты пишешь, что ещё «не научился бороться с врагом». Это всё равно, что школьник скажет: «Я ещё не могу быть профессором». Нам с тобой лучше побеждать врага смирением и молитвой к Богу, чтобы Он Сам, как знает, спасал нас и поборол наших врагов. Чаще благодари Господа за всё, принимай скорби и неприятности как вполне заслуживший, без ропота и уныния. Больше читай духовные книги и Евангелие. Земная жизнь скоро пройдёт, настанет вечная жизнь; к ней надо готовиться, чтобы она была радостью, а не мучением. Для этого и дана земная жизнь. Спасайтесь.

Не читай безбожных книг, не беседуй с безбожниками, иначе сильно повредишь себе и навлечёшь излишние скорби. Святая Церковь решительно запрещает не достигшим духовной силы эти беседы и чтение. Враг возбуждает безбожников начинать эти беседы, а тебе будет подавать мысль, что ты можешь обратить их к вере в Бога, что ты обязан пожалеть их, спасать от гибели и проч. Это хитрость вражия. Ты сам чуть не погиб. Нужна была очень сильная вера, а не слова, чтобы вразумить тебя. То же думай и о других. Если тебя пожалел Господь, так и всех жалеет и всем хочет спасения, лишь бы человек хоть немного сам искал, где правда, где ложь.

Господь да благословит вас с Катей, да вразумит на всё благое и оградит от зла.

Дорогой Серёжа, мир тебе и Кате!

Спасибо за письмо. Я уже начал очень беспокоиться о тебе. К сожалению, прошлое сильно давит на тебя. Я рад, что хоть ты сознаёшь это. Я не осуждаю тебя за это. Человек так слаб, так сильно действует грех в душе и теле, так злобятся бесы на того, кто хочет ускользнуть от их власти, что неизбежны падения и некоторые возвраты к прежней греховной жизни. Ты не смущайся этим и не унывай. Сразу и лаптя не сплетёшь. Многими скорбями, борьбой, усилием входят все в Царствие Божие.

Ты читал в Евангелии, что Царствие Божие подобно закваске, которую вложили в муку, пока она вся не скисла. Так и душа человеческая не сразу бывает заквашена новой евангельской закваской. Иногда этот процесс заквашивания идёт быстро, иногда замедляется. Ты понимаешь, о чём я говорю. Не смущайся поэтому, не видя никакого исправления. Одно нужно: стремись жить по заповедям Евангелия, борись, сопротивляйся добровольно каждому греху, делом ли, словом или помышлением, а не отдавайся добровольно дурному влечению. Если поддашься – кайся пред Господом, проси прощения. И опять борись, и так до смерти.

Помни, что своей силой ты ничего не возьмёшь, а всегда призывай Господа Иисуса Христа на помощь при всяком искушении. Тогда твоему доброму произволению будет содействовать сила Божия, поборающая всякий грех, всякое бесовское действие. Если поборешь какое греховное влечение, то не себе это приписывай, не своей силе, а Господу, и благодари Его, что Он помог тебе победить грех. Если же припишешь себе, то опять впадёшь в те же грехи.

Чаще призывай имя Божие. Ты несколько понял добро и зло. Господь теперь от тебя ждёт, чтобы ты прилеплялся к Нему, к Его святым заповедям, ими руководился бы в жизни, а не внушениями бесов и своей падшей природой, заражённой грехом. Выбор в твоих руках. Господь смотрит на тебя, куда склоняется твоя воля. Земная жизнь и дана человеку для того, чтобы он здесь избрал свободно или Бога, или дьявола. Будущая жизнь потому и зависит от здешней, что работавшие всю жизнь греху и дьяволу будут с ним и по смерти навеки. А те, кто всю жизнь тянулся к Господу, хотя временами и падал, после смерти будут с Господом в вечном блаженстве.

Господь тебе послал болезнь не зря и не столько в наказание за прежние грехи (хотя по закону духовному за всяким грехом следует скорбь), сколько из любви к тебе, что бы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари за это Бога, заботящегося о тебе, не оскорбляй Его добровольными грехами, а борись со всяким грехом. Иначе можешь пострадать горше прежнего.

Заезжай, когда поедешь в Москву. Если можно, пусти Катю на несколько дней. Прости меня, если обидел тебя чем. Привет и благословение Божие Кате. Будьте здоровы. Да благословит тебя Господь и поможет спасти душу, а не погубить её ради ничтожных земных лукавых интересов.

Дорогой Серёжа!

Сон твой так ярко показывает, во-первых, что враги нашего спасения стараются войти в нашу душу, разграбить её, загрязнить, сделать непотребной для Господа; во-вторых, что спасаться от них нужно молитвой дома или в храме и деланием заповедей; в-третьих, что Господь жалеет каждого человека и хочет ему спасения. Какую надо было иметь любовь к грешнику, чтобы Самому Творцу мира воплотиться на земле, потерпеть оплевания, биения, издевательства и крестную смерть ради спасения грешных!

Если мы на эту любовь Божию к нам ответим равнодушием, неверием, нежеланием бороться с грехами, сознательным нарушением заповедей Божиих, самооправданием вместо слёзного покаяния, то что ожидает нас? Ожидает нас тогда отвержение от лица Божия.

Серёжа, ты имеешь все условия для покаяния и спасения, и внешние, и внутренние, какие теперь в наше время редко кто имеет. Если не воспользуешься этим, а будешь откладывать дело спасения, то можешь очень обмануть себя. Завтрашний день не принадлежит нам с уверенностью. Господь предупреждает всех: будь готов каждую минуту, не знаешь ни дня, ни часа, когда придут за душой твоей.

Очень советую тебе: не оправдывай себя ни в коем грехе, как бы мал он ни казался. Всякий грех есть нарушение воли Божией, показатель нелюбви к Богу, как и наоборот. Меня любит тот, – говорит Господь, – кто исполняет заповеди Мои. Поэтому надо всякий сделанный грех очищать покаянием.

Серёжа, у тебя есть дома учительница духовной жизни – Катя. Ты пред ней младенец-сосунок. Поэтому слушайся её, спрашивай обо всём, что тебя интересует в духовной жизни. Ни один духовный отец так не может любить, как она тебя. Поэтому ты можешь много пользы получить от неё.

Если ты уж будешь сомневаться в словах Кати, то напиши мне. Я постараюсь не моё мнение, а мнение святых отцов тебе изложить по этому случаю.

Молись о мне. Катю не обижай, и ещё говорю – слушайся её в вопросах духовных.

Христос Воскресе!

Дорогой Серёжа, я слышу, что ты совсем попал в сети вражии. Неужели ты этого не видишь? Неужели тебе не ясно, что враги хотят тебя погубить? Жить тебе осталось немного. Если не одумаешься, то после смерти попадёшь прямо в руки бесов. Ты знаешь, как они жестоки. Для них существует одно только удовольствие – губить и мучить людей. Никто и представить не может, какой ужас, какие муки терпят те, кто попадёт в руки бесов. Иногда безумные пустые люди говорят: «Что другим, то и нам будет». Разве это утешение? Для всех хватит бесов. Пусть этим не утешаются.

Серёжа, тебе Господь многое показал. Ты сам дал обещание исправиться, ты просил дать тебе время для покаяния. Господь дал тебе время: продлил жизнь, освободил от работы, обеспечил всем. Дал и для покаяния помощь в лице о. Павла и твоей собственной жены. А ты что делаешь – кое-как исповедуешься и чуть ли не в пьяном угаре причащаешься. Что это такое? О чём ты думаешь? Знай, что Бог поругаем не бывает. Господь ждёт покаяния от людей грешных, потому и долго терпит. А безумные люди думают: грешники благоденствуют – значит, Бога нет. Бог жалеет их, вразумляет и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая их исправления. И если не каются, то оставляет их в земной жизни на их волю, чтобы воздать должное после смерти. И праведникам часто тяжко умирать, а про грешников сказано: Смерть грешников люта, – а жизнь после смерти ещё лютее.

Серёжа, ты ведь не глупый и не без сердца. Подумай, куда ты идёшь. Покайся искренно, от всего сердца, не внешне, по обычаю, без сокрушения, как очень многие делают, а потом причащаются в осуждение себе. Ты у себя дома, один, поплачь пред Господом, проси от всего сердца прощения за прошлую безобразную жизнь. Проси помощи для исправления. А прежде всего искренне попроси прощения у Кати, помирись с ней, чтобы и она от всего сердца простила тебя. Когда человек находится во вражде, то его молитвы не принимаются Богом. Это ты знаешь. Поэтому помирись с Катей и со всеми, кого чем обидел, и тогда смело припадай ко Господу, кайся, проси Господа не допустить тебя до погибели.

Ты стоишь на краю пропасти. Бесы легко могут столкнуть тебя в бездну. Если не можешь бросить пить, то пей дома, не оскорбляй Катю. Прежде чем выпить, помолись хоть одну-две минуты, скажи: «Господи, я не могу сам удержаться от водки, сейчас буду пить, напьюсь, может быть, буду сквернословить и ругать жену. Господи, если можно, удержи меня или прости, что я опять напьюсь». Когда помолишься так, тогда пей, стараясь выпить поменьше. А когда протрезвишься, первым делом спроси, не оскорбил ли ты Катю, не ругался ли скверно и прочее, помирись с ней и помолись, проси прощения от Господа.

Дорогой Серёжа, знай, что радость бывает на небе об одном кающемся грешнике. Не можешь удержаться, так плачь пред Господом, умоляй простить и дать силу воздержаться. Только искренне желай не оскорблять Бога и ближних. Не оправдывай себя никакими обстоятельствами, не обвиняй никого, кроме себя. В самооправдании гибель. Это голос бесов. Смирись пред Богом и людьми. Не тщеславься, не осуждай никого, чтобы тебя не осудил Бог. Вынь бревно из своего глаза, тогда увидишь, как вынуть сучок и из глаза другого человека. Пожалей себя, не губи окончательно. Да вразумит и поможет тебе Господь, да не попустит твоей гибели.

Дорогой Сергей Павлович!

Получил твоё многословное письмо. Из него видно, что ты ничему не научился. Всё та же старая песня, самооправдание, обвинение других и нежелание потрудиться над своим спасением. Вместо того, чтобы с помощью Божией и добрых людей подняться духовно, хотя бы только до Кати, ты всё время стараешься, чтобы она опустилась до тебя.

Твоё дело ясно. Если хочешь спастись, перестань напиваться и предавать себя в руки бесов. Не будет от них пощады тебе, если Господь отступит от тебя за твои мерзости. Ты не забывай не только пьянки и связанных с ней мерзостей, но и других бесчисленных грехов. Не сам себя оправдывай, а проси прощения от Бога. Но Бог не прощает тем, кто сам не прощает другим, а ты всё злопамятствуешь. Не хочу пророчествовать, но скажу основательно, что ты жестоко пострадаешь, если не исправишься.

Ко всем грехам своим ты ещё прибавляешь фарисейство. Твой несчастный язык оправдывает тебя во всех мерзостях и грехах, а обвиняет других. И люди верят этому, а ты в очах Божиих делаешься фарисеем, которых так не любил Господь и заживо осудил их, если не покаются.

Если хочешь спастись, покайся в прошлых грехах на исповеди, и дома ежедневно на молитве вспоминай все свои прошлые грехи и проси Господа простить прошлое, дать силы в будущем не грешить.

На другие вопросы нет нужды отвечать. Сам знаешь, как ты поступал раньше недостойно, должен знать и теперь. Спасайся. Господь да вразумит тебя и да поможет. Не пытайся обмануть Господа. Имей в виду: кто даже нарочно, с целью напугать других людей лезет в петлю, того бесы и против воли задушат. Так не дури, а пожалей себя, не протягивай руки бесам. Они рады забрать тебя к себе, но уж пощады от них не жди.

Когда тебя будет очень тянуть к выпивке – сделай три земных поклона и скажи: «Господи, опять моя испорченность тянет напиться. Я не могу, не имею силу держаться. А если будет Твоя милость – дай мне силы воздержаться. А если я не достоин Твоей помощи в этом, то огради меня от бесов и большого вреда, если напьюсь».

Если со смирением будешь так просить Господа перед каждой выпивкой – Господь даст тебе силу воздержаться. А если будешь опять осуждать других, то будешь снова предан в руки бесов.

Я болен. Больше не могу писать. Помолись за меня. Привет и благословение Кате.

Эти письма Маниловым написаны игуменом Никоном в 1958–1963 годы. После смерти мужа в конце жизни Екатерина приняла постриг с именем Херувимы в Шамординой обители, где и скончалась в 1995 году.

I. Из проповеди игумена Никона

Слово на второй день Рождества Христова, 1963 год

Сам Спаситель в Евангелии говорит, что волос не упадёт с головы человека без воли Божией – так внимательно следит Господь за каждым из нас, так жалеет во всех земных делах наших, так хочет спасения каждому самому отчаянному грешнику. Господь устраивает все наши обстоятельства таким образом, чтобы человеку было легче всего познать себя, то есть своё рабство страстям, свою неспособность совершить ни одного доброго дела, не отравленного грехом, своё духовное бессилие, и через обращение к Нему, через покаяние спастись.

… Посмотрите на свою прошлую жизнь – и вы увидите, как много Господь делает для того, чтобы облегчить нам спасение. Вот человек, страдающий пьянством, развращённый. Всё свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о её бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается …

II. Святые отцы о пьянстве

Святитель Василий Великий:

«Если выпито много вина, оно становится подобным мучителю, который, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании, но прежде всего поработив рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь сознательный строй жизни: голос делает громким, возбуждает непристойный смех, опрометчивый гнев, необузданные вожделения, неистовую и бешеную страсть ко всякому беззаконному удовольствию».

«Пьянство – мать порока, противление добродетели; оно делает целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие».

Святитель Григорий Богослов:

«Пьянство, плотская любовь, ревность и бес равны между собою. К кому они пришли, у того погубят ум. Вода – прекрасный напиток, она не нарушает ясности мыслей, а выпитая чаша вина мутит ум».

Святитель Иоанн Златоуст:

«Главное зло пьянства в том, что оно делает для пьяницы недоступным Небо и не позволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором на земле страждущих этим недугом и на Небе ожидает тягчайшее наказание».

«Пьянство происходит не от вина – и вино создано Богом, … но порочная воля производит пьянство».

«Пьяный бывает хуже бесноватого: все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и гневаемся. Почему? Потому что у того – болезнь от диавольской напасти, а у этого – от беспечности; у того – от козней врагов, у этого – от козней собственных помыслов».

«Пьянство – всегда зло, но особенно в святые праздники. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление и унижение Божественных вещей; за это может быть и двойное наказание».

«Пьянство и само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним».

«Пьянство – это многообразный и многоглавый зверь; здесь вырастает у него блуд, там – гнев; здесь – тупость ума и сердца, а там – постыдная любовь».

«Храм Божий – это те, в ком обитает Дух Божий. Храмом идолов (и диавола) являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием».

«Христос хочет обитать у тебя, а ты попираешь Его объедением и пьянством».

Преподобный Ефрем Сирин:

«Будем избегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Избегай пиров, чтобы не стать блудником».

«Не расслабляй тела своего винным воспламенением, чтобы не напали на тебя лукавые помыслы и самые худые мысли. Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не следует; богатство своё, как чужое, расхищает и сам отдаёт врагам – потому что пьянство омрачило у него ум».

«Не делай так, чтобы сегодня – поститься и воздерживаться, а наутро – ходить упившимся, кружась там и здесь и служа для всех посмешищем. Однажды отрезвившись, не погружайся в опьянение. Во всякое время бойся вина, юный, потому что вино никогда не щадит тела, возжигает в нём огонь скверных желаний. Старшие должны быть для младших образцом всякой добродетели. Если сами чревоугодники, или преданы пьянству, или сребролюбивы, – то как младших научим воздержанию и терпению?»

«Как добрыми делами Бог прославляется, так, наоборот, деяниями лукавыми хулится и бесчестится, потому что и неверные язычники, смотря на христиан и видя, что они подобно язычникам и неверным проводят время в объедении и пьянстве, не понимают, что это – несмысленные христиане, преступающие закон и заповеди Христовы, но в хулу христианскую говорят: “Что передал и заповедал им Христос, то они и сохраняют”».

Преподобный авва Исаия:

«Не употребляй вино до упоения, чтобы не лишиться Божественной радости».

Святитель Тихон Задонский:

«Причиною пьянства, как и прочих грехов, бывает злое и невоздержанное сердце, праздность, частые пиршества, компании, усиленные потчевания, общение со злыми и невоздержанными. От частых же повторений порождается страсть и злой обычай».

«Пьянство бывает виной многих и тяжких грехов. Оно порождает ссоры, драки с последующими кровопролитиями и убийствами, сквернословие, кощунство, хулу, досады и обиды ближним. Оно приучает лгать, льстить, грабить и похищать, чтобы было чем удовлетворить страсть. Оно разжигает гнев и ярость. Оно приводит к тому, что люди валяются в грязи, как свиньи в болоте, – словом, делает человека скотом, словесного – бессловесным, так что не только внутреннее состояние, но и внешний человеческий вид часто изменяет. Поэтому святой Златоуст говорит: “Диавол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его злой воли, как пьяница”».

«Пьяный человек способен на всякое зло, идёт на всякие соблазны. Тот же, кто так его угостил, становится участником и всех его беззаконий, поскольку трезвый таких соблазнов не принял бы. Если в трезвом сияет хоть малая искра разума, то в пьяном она совсем угашается. Трезвого хотя и влечёт похоть к беззаконию, но совесть вооружается и противостоит, и так отводит от беззакония, а в пьяном похоть преобладает, а совесть ослабевает».

«Юным нельзя позволять пить ничего опьяняющего, потому что юные скорее привыкают, и чему научатся в юности, к тому и всю жизнь пристрастны будут. Нельзя позволять им водиться с пьяницами и развращёнными. И достигшим зрелости без нужды не надо пить вино. От плохих компаний и пиршеств надо удаляться. Надо напоминать, что от этой страсти весьма трудно отстать. И многие от этой самой страсти погибают душой и телом. А привыкшим к этой страсти надо крепко против её мучительства вооружиться, стоять, не поддаваться, молить и призывать всесильную Божию помощь. Надо приводить на память случающиеся от пьянства беды и сравнивать состояние трезвой жизни с состоянием пьяного. Надо напоминать, что многие умирают пьяными во сне и из этого мира в иной переходят без всякого чувства и потому без покаяния».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:

«С пресыщением и пьянством враг бесплотный входит в сердце человека – это каждый внимательный может ощущать. Вот причина, почему с возрастающим пьянством усиливается так страшно наклонность к пьянству (оттого, что возрастает сила врага над человеком), вот отчего заметна у пьяниц такая сила, влекущая их невольно к удовлетворению страсти или внутреннего стремления к вину, – у этих несчастных враг в сердце. Чем же изгнать беса пьянства? Молитвой и постом. Входит враг оттого, что люди предаются плотскому образу жизни, чревоугодию и не молятся. Естественно, что и выйти он из них может от противоположных причин: поста и молитвы».

Пьянство

...От пьянства ум начинает помрачаться; от этого — грешить; а от греха умирает (сщмч. Петр Дамаскин, 74, 19).

Не люби употреблять вина до упоения, дабы тебе не лишиться божественного веселия (прп. авва Исаия, 59, 91).

Не люби вина до опьянения, чтобы не быть лишену обрадования Божия (прп. авва Исаия, 89, 348).

...Пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог (свт. Василий Великий, 6, 177).

Если много выпито вина, оно, как мучитель, ворвавшийся в крепость, с высоты ее производит в душе неумолкающие мятежи, не отказывая себе ни в каком беззаконном требовании; но прежде всего поработив самый рассудок, смешивает и приводит в расстройство весь порядок, установившийся вследствие обучения, голос делает шумным, возбуждает непристойный смех; опрометчивый гнев, необузданные вожделения, неистовую и бешеную страсть ко всякому беззаконному удовольствию (свт, Василий Великий, 6, 203).

Пьянство вводит в невоздержность... (свт. Василий Великий, 8, 17).

Дым гонит прочь пчел, а неумеренное винопитие отгоняет духовные дарования (свт. Василий Великий, 8, 18).

Пьянство не дает место Господу; пьянство отгоняет Духа Святаго (свт. Василий Великий, 8, 18).

...В душу, оскверненную пьянством, не войдут пост и молитва (свт. Василий Великий, 8, 23).

Постящегося приемлет Господь внутрь священных оград, но не допускает упивающегося, как скверного и чуждого святыни (свт. Василий Великий, 8, 23).

...Бегай пьянства, чтобы оно еще более не отделило тебя от Бога (свт. Василий Великий, 8, 28).

Пьянство — вражда на Бога... (свт. Василий Великий, 8, 28).

...Вино должно подавать помощь природе, но не позволительно до того напиваться неразбавленным вином, чтобы оно производило помрачение рассудка; потому что скорбь не вытекает вместе с вином... (свт. Василий Великий, 8, 74).

...Пьянство — матерь порока, противление добродетели, делает мужественного — робким, целомудренного — похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие (свт. Василий Великий, 8, 210).

Пьянство — этот добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу... (свт. Василий Великий, 8, 210).

Как вода враждебна огню, так неумеренность в вине угашает рассудок (свт. Василий Великий, 8, 210).

У них (упившихся) сон тяжелый, почти непробудный, удушающий, близкий к действительной смерти, а бодрствование бесчувственнее самого сна... (свт. Василий Великий, 8, 211).

Жизнь (упившихся) есть сновидение (свт. Василий Великий, 8, 211).

...Жалок одержимый бесом, а упившийся, хотя терпит то же, недостоин сожаления, потому что борется с произвольно накликанным бесом (свт. Василий Великий, 8, 213).

Пьянство — утрата рассудка, истощение силы, безвременная старость, кратковременная смерть (свт. Василий Великий, 8, 217).

...(Упившийся) низложен без меча, убит без врагов (свт. Василий Великий, 8, 217).

Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие (свт. Василий Великий, 8, 218).

Пост да уврачует пьянство; псалом — срамные песни; слезы да будут врачевством смеха (свт. Василий Великий, 8, 220).

Горе злоязычному, а вместе с ним и упивающемуся! Они причисляются к убийцам и мучатся с прелюбодеями (прп. Ефрем Сирин, 30, 72).

Не ходи... к упивающимся, чтобы не погубить тебе внезапно богатства целомудрия (прп. Ефрем Сирин, 30, 209).

Кто любит упиваться, тот утратит многое: ибо говорит и делает он, чего не должно, богатство свое, как чужое, расхищает и отдает врагам, потому что упоение омрачило у него ум (прп. Ефрем Сирин, 31, 293).

Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святаго (прп. Ефрем Сирин, 32, 16).

Не услаждайся вином, и не приманит тебя плоть (авва Евагрий, 89, 637).

...Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объядении, тот подпал жестокой власти самого диавола (свт. Иоанн Златоуст, 44, 779).

Что, в самом деле, достойно большего сожаления, чем пьянство? Пьяница живой мертвец; пьянство — демон самозваный, недуг, не имеющий прощения, падение, лишенное оправдания, общий позор рода нашего. Пьяница не только бесполезен в собраниях, не только в делах частных и общественных, но и по одному просто виду противнее всех, дыша зловонием (свт. Иоанн Златоуст, 45, 12).

...Верх зла (пьянства) в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным небо и не дозволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором здесь и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание (свт. Иоанн Златоуст, 45, 13).

Хочешь быть далеко от пьянства? Избегай увеселений и роскошных столов, и с корнем вырви этот порок (свт. Иоанн Златоуст, 45, 167).

...Опьянение есть не что иное, как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения, отсутствие соображения. А это происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойною похотью (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).

Не от вина происходит пьянство, — вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, — но порочная воля производит пьянство (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).

Будем же воздерживаться от пьянства; не говорю: будем воздерживаться от вина, но: будем воздерживаться от пьянства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 482).

...Пьяный бывает хуже... бесноватого. Бесноватого все мы жалеем... а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому что у того болезнь от (диавольской) напасти, а у этого от беспечности; у того от козней врагов, а у этого от козней собственных помыслов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

...Пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, — оно хуже умопомешательства (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

...Пьянство, овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею, и пленив их рассудок, заставляет их истрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Бессловесные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают пожелания потребностию, а этот (пьяница) по невоздержанию своему простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Такой человек (пьяница) неприятен для друзей, смешон для врагов, презирается слугами, отвратителен для жены, несносен для всех, противнее самых бессловесных (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Пьяный не знает, что нужно говорить и о чем молчать, но постоянно открыт рот его; нет ни затвора, ни дверей на устах его; пьяный не умеет распоряжаться речами своими с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей, не умеет одно приберечь, а другое издержать, но все тратит и извергает (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Особенно же тяжело то, что эта болезнь (пьянство), полная стольких зол и производящая столько несчастий, даже и не считается виной... (свт. Иоанн Златоуст, 45, 483).

Пьяный жалок более мертвого. Этот лежит бесчувственный и не может делать ни добра, ни зла; а тот способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в своем теле, мертвым являет свое тело (свт. Иоанн Златоуст, 45, 484).

Вот прекрасное опьянение: насыщай душу свою Духом, чтобы не насыщать ее пьянством; наперед займи этим свою душу и свои помыслы, чтобы не нашла места в них та бесстыдная страсть (свт. Иоанн Златоуст, 45, 484).

...Даже и удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие — в умеренности, а в неумеренности — бесчувственность (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).

Кто самого солнца не может видеть от густого облака опьянения, тот как может наслаждаться радостию? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).

Что может быть несчастнее пьяницы, когда он за малое удовольствие лишится наслаждения... Царством (Небесным)? (свт. Иоанн Златоуст, 45, 711).

Всегда, возлюбленные, пьянство зло, но особенно в день (памяти) мучеников. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление, и глупость, и унижение Божественных вещаний, поэтому может быть и двойное наказание (свт. Иоанн Златоуст, 45, 712).

...Не то худо, чтобы употреблять вино в меру, но предаваться пьянству и вследствие неумеренности утрачивать здравый смысл (свт. Иоанн Златоуст, 47, 74).

Как судно переполненное скоро погружается и тонет, так и человек, подавшись объядению и пьянству, несется в бездну, потопляет свой разум и лежит, наконец, как живой труп, часто могущий еще сделать что-либо худое, а на добро способный не более мертвых (свт. Иоанн Златоуст, 47, 76).

...Может ли быть что несчастнее человека, преданного пьянству, каждый день наполняющего себя вином и теряющего рассудок? (свт. Иоанн Златоуст, 47, 301).

...Дурное дело пьянство; оно может притупить чувства и помрачить разум. Человека разумного и получившего владычество над всем, оно делает как бы мертвым и бездейственным... (свт. Иоанн Златоуст, 47, 301).

...Пьянство есть своевольный демон, который хуже настоящего демона помрачает ум и отнимает у одержимого им всякую скромность (свт. Иоанн Златоуст, 47, 304).

Пьянство... само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя души смятением, исполняя ум мраком, делая его пленником, подвергая людей бесчисленным болезням внутренним и внешним (свт. Иоанн Златоуст, 49, 67—68).

...(Пьянство) прежде всего повреждает ум, потом приводит к скупости, так как тому, кто не имеет ничего, чтобы уплатить, нужно предаваться скупости. А узы скупости железны, подобно тому как если ты свяжешь какой-либо член узами, то вместе с ним влачится и все тело, куда бы ни влачились узы. Недостаточно и этого: пьяница теряет силу, становится скупым, грабителем, гневливым, ревнивцем, жестоким и безумным (свт. Иоанн Златоуст, 49, 348).

Не презирай вина, но презирай пьянство (свт. Иоанн Златоуст, 50, 591).

Ужели вино... причиною такого зла (пьянства)? Нет, не вино, а невоздержание тех, которые злоупотребляют вином. Итак, лучше скажи: исчезни пьянство, погибни роскошь! А если скажешь: пропади вино, то можешь вслед за тем сказать: ...пропади ночь — потому что есть воры, пропади свет — потому что есть клеветники; да погибнут жены — потому что есть блудницы. Таким образом ты все, наконец, захочешь истребить (свт. Иоанн Златоуст, 50, 591).

...Употребляй меньше вина, потому что от пьянства рождается блудодеяние, сквернословие и прочие дурные похоти (свт. Иоанн Златоуст, 50, 592).

Целомудрие ли стяжал кто-либо, стыдливость ли, пристойность ли, кротость ли, смирение ли — все это пьянство повергает в море нечестия (свт. Иоанн Златоуст, 50, 593).

Нельзя пьянице видеть Царствия Небесного... И что я говорю: Царствия Небесного? Пьяный не видит и настоящих предметов; пьянство дни превращает для нас в ночи, свет во тьму; пьяный, смотря во все глаза, не видит и того, что у него под ногами (свт. Иоанн Златоуст, 50, 593).

Пьянство — многообразный и многоглавый зверь... здесь вырастает у него блуд, там гнев, здесь тупость ума и сердца, а там постыдная любовь (свт. Иоанн Златоуст, 50, 715).

Не одних пьяниц постигнет наказание, но вместе с ними и соучастников их, — и весьма справедливо, потому что они самих себя губят и о спасении ближних нерадят (свт. Иоанн Златоуст, 50, 781).

Храм Божий — это те, в ком обитает Дух Божий; храмом идолов являются те, которые оскверняют себя пьянством и невоздержанием (свт. Иоанн Златоуст, 51, 860).

Как в осажденном городе бывает великое беспокойство и смятение, когда вторгаются в него неприятели, так бывает и в душе, когда нападает на нее пьянство и сластолюбие (свт. Иоанн Златоуст, 52, 254).

...Когда мы не пьяны, то думаем, что можем преодолеть эту страсть; а когда предадимся ей, то уже не думаем (свт. Иоанн Златоуст, 55, 35).

...Не вино производит пьянство, но злая воля и неумеренное его употребление (свт. Иоанн Златоуст, 55, 75).

Христос хочет обитать у тебя; а ты попираешь Его объядением, пьянством? (свт. Иоанн Златоуст, 55, 170).

Предающиеся пьянству, чем более вливают в себя вина, тем более распаляются жаждой, и каждый глоток делается поджогой жажды; в конце концов, удовольствие пропадает, между тем жажда делается неутолимой и приводит на самый край пьянства тех, кто стал его пленником... больше всего можно удивляться безумию людей, преданных пьянству, что они не хотят пощадить себя даже и в той мере, в какой другие щадят мехи... Разве для того дано тебе горло, чтобы ты наполнял его до самого рта перекисшим вином и иною гнилью? Не для того, а чтобы ты воссылал святые молитвы Богу, читал Божественные законы и подавал ближним полезные советы (свт. Иоанн Златоуст, 55, 571).

...Человек, когда предается объядению и пьянству, падает в бездну, потопляет разум и лежит затем, как живой мертвец, который часто может делать зло, а в отношении ко всему доброму находится в ничуть не лучшем состоянии, чем мертвец (свт. Иоанн Златоуст, 55, 572).

Если и Ной искушен был плодом собственного своего делания, не знав, что с ним стало от вина; и Лот, обезумленный вином, невольно на старости соделался отцом; и Ирод, став игралищем упоения, кровью святого Иоанна обагрил трапезу свою и сердце; и все неразумные проступки людей возникли от вина; то для чего навлекаешь на себя произвольное безумие и не заботишься о целомудренной соразмерности? (прп. Исидор Пелусиот, 60, 129—130).

Пьянство... служит причиною стольких зол, что Слышатель неизреченных глаголов в раю поставляет его вне Царствия Божия. Посему не будем пренебрегать сей великой болезни, как малого недуга (прп. Исидор Пелусиот, 60, 164).

Пей вина как можно меньше; на сколько убавляется его мера, на столько же оно и благодетельно пиющим (прп. Нил Синайский, 72, 236).

Горе ругателю и вместе с ним пьянице! В один ряд поставляются они с убийцами и наказываются вместе с прелюбодеями (прп. Нил Синайский, 72, 254).

Ужасный порок — пьянство! Это страсть, недуг, входящий в телосложение послаблением желанию, принимающий от навыка силу естественного качества (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 378).

В монастырь аввы Антония сделано было приношение, в котором был небольшой бочонок вина. Один из старцев, налив в малый сосуд и из него в чашу, поднес ее авве Сисою. Авва выпил; поднес потом вторую, он принял и вторую. Когда же старец предложил ему третью, авва не принял и сказал: «Перестань, брат! Или ты не знаешь, что есть сатана?» (97, 249).

Однажды в Скиту сделано было для братии угощение. Одному из старцев подали чашу вина. Он отказался выпить ее, сказав подавшему: «Унеси от меня эту смерть». Прочие, увидев это, также не стали пить вина (106, 482).

Пришла однажды сестра к блаженной Сарре и принесла с собою снеди и вино. Сотворив метание, подала это блаженной. Та все ваяла, кроме вина, присовокупив: «Возьми от меня смерть». Потом, посмотрев на принесшую, сказала: «Как ты, юная, дерзаешь касаться вина или даже обонять запах его?» Монахиня ответила: «Госпожа моя, если не пью вина, тяготится мое чрево». Говорит ей святая: «А если не отяготится чрево, если не поболишь им, если не утончится тело твое и не станет как древо сухое, то как вселится в душу твою благодать Духа? Побойся Бога. Вот уже 59 лет я в келье сей, и благодатию Христовою никогда не вкушала вина...» (103, 55).

Однажды бес сказал одному египетскому пустынножителю: «Соверши один из грехов — убийство, блуд или пьянство, и после этого я не буду уже искушать тебя». Пустынник подумал: «Убийство страшно и по земным, и по небесным законам; блуд — стыдно губить чистоту и касаться скверны; упиться же один раз — небольшой грех, протрезвею. Пойду упьюсь и буду жить спокойно». Взяв рукоделие, пошел в город, продал все и напился. По действию сатаны случилось ему беседовать с прелюбодейной женщиной. Он впал в грех с нею, но пришел муж ее и начал бить пришельца. Пустынник начал с ним драться и, одолев, убил мужа. Таким образом, он совершил все три греха; каких грехов он боялся и гнушался трезвым, смело совершил пьяный и через то погубил многолетние свои труды (107, 78—79).

Читай слова Никона Воробьева:

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ - ССЫЛКА ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ. ЧТО ЕСТЬ СМЕРТЬ И СТРАХ СМЕРТИ.

ЛЮБОВЬ ИЗГОНЯЕТ СТРАХ И ТРЕВОГУ, ИЗЛЕЧИВАЕТ ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ.

КАК ОТНОСИТЬСЯ К СНОВИДЕНИЯМ? СВЯТЫЕ ОТЦЫ О СНАХ.

О СМИРЕНИИ. ИГУМЕН НИКОН ВОРОБЬЕВ.

СМИРЕНИЕ, ПРОЩЕНИЕ И ПОКАЯНИЕ - СПАСЕНИЕ ДУШИ ОТ ВЕЧНОЙ СМЕРТИ. ПОКАЯНИЕ ЕСТЬ ВРАЧЕВСТВО, ИСТРЕБЛЯЮЩЕЕ ГРЕХ!

ИГУМЕН НИКОН (ВОРОБЬЕВ) И ЕГО НАСТАВЛЕНИЯ.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
  1. Из писем игумена Никона (Воробьева). О пьянстве. сост. А. И. Осипов. – Москва. Правосл. братство св. ап. Иоанна Богослова, 2015. https://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Vorobev/o-pjanstve/
  2. Сокровищница духовной мудрости. Том 8. http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt324.html
КНИГА ЛЮБВИ О ЛЮБВИ. КНИГА ЖИЗНИ, КОТОРУЮ ДАРОВАЛ БОГ.

Для читателей журнала PUSHKAR экземпляр Нового Завета в подарок!

Комментариев нет:

Отправить комментарий