Меню PUSHKAR

О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ И ТЕРПЕНИИ. ЕФРЕМ СВЯТОГОРЕЦ ФИЛОФЕЙСКИЙ (АРИЗОНСКИЙ).

| 30 апреля 2020
О ВЕРЕ, НАДЕЖДЕ И ТЕРПЕНИИ. ЕФРЕМ СВЯТОГОРЕЦ ФИЛОФЕЙСКИЙ (АРИЗОНСКИЙ).
Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27).




Да не смущается сердце ваше и да не устрашается (Ин. 14, 27). Верьте Богу, чада мои, что Он не попустит нам искушаться превыше наших сил. Но вместе с искушением последует и заступничество Божие.

Христос говорит нам, что «если ненавидели Меня, то и вас возненавидят; если гнали Меня, хулили и проклинали, то и вас будут гнать, хулить и проклинать. И все это они сотворят вам, ибо не знают Бога (См.: Ин. 15, 18, 20–21) и не ведают, что творят (Ср.: Лк. 23, 34)".

Мы, чада мои, знаем Бога. И раз мы любим Его и являемся Его людьми, ненавидит нас мир, потому что не согласен с Ним!

Посему дерзайте, чада мои. Мы последователи Того, Кого распяли. И мы распнемся в искушениях. И как воскрес Он, и мы воскреснем и будем прославлены вместе с Ним во веки веков.

Диавол поднял бурю, но будет посрамлен, потому что Бог всесилен и ничто не может произойти помимо Его Божественной воли.


С нами Бог. В нас, крестившихся во Христа, царствует Христос, и мы не боимся. Возможно, мы впали в искушение, но близ есть Спасающий нас, ибо Он сказал: Я победил мир (Ин. 16, 33). Значит, победим и мы, даже если море и вздымается угрожающе.

Не бойтесь никого, бойтесь только Бога, могущего ввергнуть нас в геенну огненную, если будем невнимательны.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 10). Не забывайте, что́ претерпели древние христиане, чтобы сохранить веру во Христа. Они скрывались в катакомбах, гонимые и скорбящие. Блаженны и мы, гонимые за свое желание служить Богу и хранить чистоту.

Мы пройдем через многое. В конце победа будет отдана распятому Иисусу, ибо Крест – наше славное знамя. Итак, не бойтесь, с нами Бог.



2


Доверься Богу, творения Которого находятся под Его попечением, ибо и лист с дерева не падает без Его Божественной воли. Тем паче человек, Его сын по благодати, христианин, разве будет лишен Его Промысла? Нет, но диавол, знающий твою немощь, искушает тебя, чтобы ввергнуть в муку.

Когда надеждой мы утверждены в Боге, то основание положено на камне, и если подуют ветры и нахлынут реки, не ниспровергнут нас. Когда же надеждой утверждены мы на своих стараниях, то фундамент наш на песке, и мы легко падаем (См.: Мф. 7, 24–27).

Не печалься, все пройдет. Таким начертан путь спасающихся – с мучениями и скорбями.



3


Почему тебя поглощает скорбь и ты ходишь мрачный? В печали надо утешать себя, чтобы победить лукавые помыслы отчаяния. Доколе прислушиваешься к тому, что подбрасывает тебе лукавый дух печали, дотоле не сможешь узреть радости надежды.

Написанное в Божественных Писаниях к нашему вразумлению написано, дабы этим сражаться против обманывающего нас пагубного змия.

Многомилостивый отец, видя идущего блудного сына, скоро поспешил к нему и обнял его, и поцеловал, не гнушаясь ни его скверной, ни всем его жалким состоянием, и внешним, и внутренним. Кто может описать отеческие чувства, когда он обнял свое возлюбленное чадо, которое считал мертвым и пропавшим, а потом увидел живым и вернувшимся домой с покаянием? Отец явил свою любовь на деле: тотчас возвел его в прежнее положение сына и наследника (См.: Лк. 15, 11–24).

Кому говорили это поклоняемые уста Господни? Разве не для нашего утешения, чтобы в разгар бури отчаяния мы привязывали свой корабль к якорю надежды, любви и милосердия нашего Небесного Отца?

Господь на земле, как Свою Невесту, оставил Свою Церковь, дабы ходатайствовала она о Его чадах. Он оставил нам великое Таинство Божественной Евхаристии, чтобы мы очищались, освящались и соединялись с Богом. Если кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете очищала согрешивших, то не тем ли более Кровь Христова очистит нас от всякого греха! Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя, непорочного, Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр. 9, 13–14).

Диавол, который по ненависти и зависти не может терпеть человека радующимся духовно, использует все, чтобы вызвать у него скорбь и огорчение. В этом его радость и награда. А мы духовными средствами постараемся утешить самих себя, противодействуя его разнообразным ухищрениям.
Кто надеялся на Бога и был посрамлен? Кто впал в отчаяние и спасся? Диавол боится человека, в котором видит надежду, потому что по опыту знает, какой многомилостивый у нас Бог. Если ребенок, надеющийся на своего отца, никогда не ошибется, то не тем ли более надеющийся на Отца отцов, любовь Которого несравнима с иной любовью и отстоит от нее, как небо от бездны!

Если сотни раз падет кто-либо в смертный грех и, сколько может, будет понуждать себя к покаянию, то, если надеется, никогда не постыдится (Не будет обманут в своей надежде прощения).
Ради кого пострадал наш Христос? Разве не ради уязвленных змием наших душ? Кто взирал на медного змея, спасался (Ср.: Числ. 21, 9).

Уповай и ты, смиренная душа, на сладчайшее благоутробие нашего Небесного Отца, Который никогда не отвергал никого и никем не гнушался. Он принимает всех. Никогда не оскудевает Его безграничная милость. И первого милует, и последнего не оставляет, но всех рАвно принимает с великой благостию.
Чем грешнее кающийся, тем бОльшая честь воздается милосердию Божию.

Слава благоутробию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче.



4


Почему более должного ты скорбишь и печалишься по всякому случаю? Мы не вне Промысла Божия, чтобы нами руководила воля случая. Значит, что бы с нами ни произошло, это в ведении Бога, и, стало быть, превыше наших сил с нами ничего не случится!

Пусть задыхаются от тоски те, кто не верует в Божественный Промысл, и это понятно. Но мы, верующие в присутствие Божие повсюду и в то, что ничего не случается без Его Промысла, не имеем оправдания, когда печалимся сверх меры, потому что на деле показываем отсутствие веры и просвещения.

Блажен человек, уповающий на Бога, потому что будет подобен льву уповающий на Него (См.: Притч. 28, 1. В Синодальном переводе этот стих звучит так: Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев.– Перев.). Если Бог попускает, то да будет, Господи, воля Твоя. Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? (Рим. 11, 34) Кто может открыть судьбы Господни! Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Ср.: Мф. 18, 3), то есть если не уподобитесь детям в вере и беззлобии.



5


Ужасная буря поднялась на Тивериадском море. Грозный ветер пытается потопить небольшую лодку Иисусову вместе с Его учениками. Ученики потрясены страхом. Почивает один только Господь жизни и смерти. «Встань, Наставник,– кричат они в отчаянии,– мы погибаем». Тогда Содержащий все в Своей руке, встав, запрещает морю и ветрам, и наступает великая тишина (См.: Лк. 8, 23–24; Мф. 8, 25).

Поверим и мы в силу нашего Иисуса, и искуситель сложит оружие, и наступит великая тишина.
Ради какой любви вы терпите? Ради чего вы пожертвовали для братий и своей жизнью? Вы ответите: «Ради любви Христа, на Которого мы возложили свою надежду, что всё посредством Его силы получит благоприятный исход».

Хорошо, очень хорошо, ибо и все волосы на нашей голове сочтены (См.: Мф. 10, 30; Лк. 12, 7). Мы думаем, что что-нибудь произойдет без Его воли? Но если мы ограждаемы Божественным Промыслом, чего же мы боимся? Не устрашиться ли нам паче Того, Кто за наши грехи может ввергнуть нас в геенну огненную?

Вместо дерзновения и похваления во Христе ради славы Его, что Он удостоил вас такого подвига, вы, напротив, исполнились печали, помыслов и ропота… Вы должны были, повторяю, хвалиться тем, что Бог удостоил вас, ничтожных и недостойных, стать орудиями Своего Божественного Промысла ради спасения избранных душ, за которых умер Христос.

Ради Бога, не печальтесь! Не желайте потерять свою мзду, которая велика на небесах.

Проповедь слова Божия – это самая малая добродетель. Но принести себя в жертву ради Бога, то есть полагать свои души ради любви к ближнему – это СОВЕРШЕННАЯ ЛЮБОВЬ (Выделено автором.– Перев.).

Добродетель эта, конечно, трудна и опасна. Но приобретается ли великая честь без труда и пота? Не будем забывать смысла Распятия, того, что и мы должны стать маленькими спасителями (Смысл этих слов заключается в том, что как Господь претерпел по любви к роду человеческому поношения, гонения, распятие и смерть, так и мы должны последовать Ему в этом, полагая за ближних свои души), когда, волей Божией, придет для этого время.

Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 20), если осуждали и клеветали на Меня, то так же поступят и с вами. И когда все сие случится, радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5, 12).

Будем Бога считать своим Отцом. Упокоимся в тепле Его верных рук, обнимающих нас, и Он знает, как все устроить к нашей пользе.

Мы, люди, поначалу боимся (я – первый), чтобы не проявилась наша человеческая немощь. Но потом приходит добрый Киринеянин – Божественная благодать – и берет наш крест, и мы восходим на Голгофу с меньшим трудом.

Может быть, Христос не устрашался в Гефсиманском саду? От чего же тогда капли Божественного пота и прочее? Все это свидетельствовало о человеческой немощи. Но впоследствии Он, как Бог, спокойный и кроткий, подобно беззлобному агнцу, принес в жертву Свою жизнь ради неблагодарного человека.



6


Будем терпеть всё, чтобы приобрести всех Бога. Когда мы претерпеваем беды, тут же записываются будущие награды. Когда лишаемся мирских радостей, тогда, без сомнения, мы собираем для своей бессмертной души Божественную радость. Невозможно, чтобы, лишив себя чего-то здесь, мы не вкусили блага в вечном воздаянии!

Дадим здесь, на земле, немного, чтобы с процентами получить это в неприкосновенном банке Божественных даров.

Мы сеем семена добродетелей, чтобы увенчать свою голову венцом вечной славы из благоуханнейших цветов.



7


Мы не должны удивляться тому, что нас обуревают страсти и немощи, но должны просить Бога дать нам терпение – этот великий бальзам для душевных и телесных ран. Терпение – единственный алмаз, украшающий христианина и делающий прямым трудный путь нашего спасения.
Терпение – это мужество души, опора, глубокий корень, держащий древо, когда налетают на него ветры и напирают реки.
Когда падешь, восстань, и когда согрешишь, покайся: горечь отчаяния никогда да не входит в твое сердце. Взирай на великое море милосердия Божия. Какие бы грехи ни сотворил человек, они исчезают, пропадают в море благости Божией.



8


Премного возблагодари Бога, любящего тебя, как я вижу, очень сильно, ибо если бы Он не любил тебя, то ты не был бы такой, какой есть. Ты полагаешь, что погиб, но я вижу, что в душе у тебя все очень хорошо. Только не отчаивайся, не теряй надежды: надеющийся не постыдится.

Даже если человек впадет в бездну грехов, но покается и будет надеяться, убоится его диавол, ибо отеческое сердце смягчается перед словом блудного сына: «Я согрешил» – и Отец Небесный спешит к нему первым, обнимает его, целует и закалает упитанного тельца, устраивая праздник, ибо сын Его был мертв и ожил (См.: Лк. 15, 20–24).

Отчаяние грешника совершенно неоправданно. Разве может горсть песка засыпать море?



9


Весьма блажен человек, питающий живую надежду на Бога. Она показывает веру, доверие Господу, воздает Ему славу и честь. И тогда Бог обязан промышлять о таком человеке, и исполняется изречение Святого Евангелия: как ты веровал, да будет тебе (Мф. 8, 13).
Но, к сожалению, к нам приходят искушения, приносящие глубокое помрачение, и светлое солнце сладкой надежды покрывается густой тьмой. Тогда мы теряем ориентиры и доходим до того, что мыслим и поступаем несогласно с нашим христианским призванием. Но благость Божия, которая ведает, что ум человека от юности склонен ко злу и что не может человек удержаться на высоте христианского совершенства, даровала нам славное и нескончаемое покаяние.




10


Имейте терпение, чада мои, не теряйте мужества в подвиге, и да не ослабевают ваши колени перед силой искушений, ибо наш благий Бог не попустит нам искушения, превосходящего наши силы.

Почему вы позволяете сатане усиливать брань против вас? Верьте Богу, и что бы Он ни попустил, послужит это вам на пользу. Или, может быть, мы знаем всё лучше Него?

Возложите на Господа все свое попечение, и Он попечется о вас. Не творите своей воли, ибо вера рождается от благодати и Божественного посещения. Разве с каждым из нас не происходило чудес Его Божественного промышления? Разве N не посетила Божественная благодать? Если бы вы не принесли себя в жертву, был бы теперь N в Христовом войске? Разве Господь не принес Себя в жертву за нас? Да! И если бы Он не предал Себя на крестную смерть, то мы не были бы тем, чем являемся по благодати Божией.

Поэтому все прекрасное, духовно высокое покупается кровью. Да, но награда настолько велика, что даже неизмерима! И слава – равноангельная!

Я чувствую вас, потому и страдаю. Но во время искушения человек забывает обо всем и ведется туда, куда не желает прийти во время мира.



11


Помыслы ваши человеческие. На первое место поставьте веру во всесильного Бога, и все рассеется, как дым: волос с головы вашей не пропадет (Лк. 21, 18)Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же (Евр. 13, 8).

Вспомните об искушениях святых и успокойтесь. Не унывайте, потому что демон страсти творит образы обманчивые и возбуждающие, чтобы вызвать плохое и опасное состояние духа. Но, помышляя о неизвестности смертного часа, мы успокаиваемся (Успокаивается волнение страстей, когда мы помышляем о том, что смерть может прийти в любой момент).

Молитесь, чада мои, и не устрашайтесь. Взбранная Богородица дарует нам снова победу. Помыслите о драгоценной душе сестры, поразмыслите об огромной ее цене, ибо и за нее умер Христос.



12


Твори терпение во всем, вспоминай Христа, Которого хулили, заушали, бичевали и, наконец, распяли на Кресте. Помысли о том, что Он претерпел это ради нас, что должны и мы подобное претерпеть ради Его любви, а также и для того, чтобы спастись нам, имеющим столько грехов.

Помышляй о том, что каждое злое слово, сказанное о тебе,– это золотой венец. Хотя и больно человеку, когда его ругают или скажут ему тяжелое слово, но боль эта становится целительным бальзамом для страстей, для душевных ран. Никакая добродетель так не очищает от страстей гордости и блуда, как оскорбления и презрение, если мы терпим и молчим.



13


Получил твое скорбное письмо, внимательно прочитал его, и душа моя сильно заболела. Я заплакал и сотворил молитву со слезами и скорбью. Но потерпи, чадо мое, потому что Бог так устроил тебе, ибо сильно любит тебя. Возможно, что если бы ты был здоров, то не следил бы за собой. А теперь Бог в болезни твоей дарует тебе смирение, самоукорение и терпение, и это весьма угодно Ему.

Благодари Его всегда, потому что Бог, как Отец наш, ведает полезное для каждой души и в соответствии с этим ведением подает нам различные средства ко спасению несмотря на то, что мы не всегда понимаем это по причине своей человеческой узости и своего несовершенства.

Терпи, чадо мое: Бог, давший тебе эту болезнь, знает, что в ней сокрыта великая польза.

Нет худа без добра, посему терпи, и это вменится тебе в мученичество.

Помысли о том, что вошедшие в рай, в Царство Божие, прожили мученическую жизнь. Один – в болезни, другой – в трудах, третий – в страданиях и изгнании.

Каждый подъемлет свой крест – по своим силам, чтобы все мы уподобились Христу, Который и Сам во время Своей жизни на земле ради нас подъял Свой Крест. Итак, если мы будем страдать вместе со Христом, то и прославимся вместе с Ним.



14


Никогда не теряй надежды на спасение, взывай к Богу и плачь. Бог никогда не презирает душу, желающую спастись и кающуюся, какие бы раны она ни получала в подвиге.

Бог ведает, сколь немощно наше естество. Откуда у глины сила выдержать давление воды, если Бог не обожжет ее благодатью Святаго Духа? Знает непогрешимое Око, что как только оставит нас, мы падаем и погибаем. Поэтому Бог не попускает нам искушений таких, каких желает диавол. Если бы Он оставил нас, то диавол в теле ввергнул бы нас в геенну. Но благий Бог препятствует ему и попускает ему действовать лишь столько, сколько может понести каждая душа.

Сколько бы ран ни получили мы в подвиге, да не отчаиваемся. Но позаботимся о своих ранах и продолжим подвиг. Бог, видя наш труд и наше малое желание своего спасения, подаст нам и победу.

Великое зло, когда подвижник во время подвига теряет мужество, ибо противник тут же нападает с яростью, чтобы победить его. Посему, чадо мое, ободряй свою душу и питай надежду. Говори: «Лучше умру в подвиге ради славы Божией, нежели опечалю Бога, оставив свой подвиг против диавола».



15


Чадо мое, достаточно терпеть, не предаваться унынию и до последнего нашего издыхания просить милости Божией. За что ублажается жена-хананеянка: и в Израиле не нашел Я такой веры? (Мф. 8, 10; Лк. 7, 9. На самом деле эти слова относятся к сотнику из Капернаума, а о жене было сказано: о, женщина! ВеликА вера твоя (Мф. 15, 28)) За веру и настойчивость, с которой она кричала вслед Иисусу: помилуй меня, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется (Ср.: Мф. 15, 22).

Иисус отвергал ее, не обращал на нее внимания, но она не умолкала, кричала, доколе не преклонился к ней Христос, вероятно, испытывавший ее, и не сотворил по ее прошению.



16


Все терпи, чадо мое, как раб, проданный за Христа. Раба и ругают, и уничижают, и кричат на него, и многое другое делают ему, и он все терпит, как человек, не имеющий свободы. Таким и ты считай себя, чадо мое, чтобы все претерпеть ради преславного рабства Иисусова, дабы Христос дал тебе вечную свободу в Горнем Иерусалиме.



17


Терпи братий, чадо мое. Я знаю их немощи, страдания твои не сокрыты от меня. Но ради Кого ты все это терпишь? Только ради Христа. Разве это не достойно Его? О, какое доброе дело, какая добродетель может сравниться с любовью Божией и терпением, какое Он показывает нам! Но разве это терпим мы сами? Или Христос невидимо укрепляет нас? Христос помогает нам, а иначе кто бы мог подъять такую тяготу душ, когда мы и самих себя подъять не можем? Единственное, что мы должны делать, так это молиться, чтобы Бог дал нам терпение, и будем стараться согласно со своим долгом нести немощи тех, кого восприяли.

Каждый из нас имеет свой груз, соответствующий его силам. А Бог понимает наши немощи и помогает нам.

Не ропщи, не падай на колени, чадо мое. Время подвига. Спеши, чтобы получить почесть вышнего звания (Ср.: Флп. 3, 14). Не страшись, Христос невидимо предстоит, ради Его любви воспринял ты этот подвиг.



18


Желаю, чтобы Бог дал тебе терпение, просвещение, рассуждение и здравие, дабы смог ты с мудростью и кротостью править кораблем братства. Соблазны никогда не прекратятся, раз есть диавол, который непрестанно поражает нас своей злобой. Будем без ропота терпеть немощи братий и внутренне смирять себя. Но в управлении будем занимать свое место старца.

Терпи, чадо мое. Каждый пожнет согласно своим трудам. Потрудимся ради Бога. Мы не должны тосковать и отчаиваться, ожидая воздаяния от Бога.



19


Мы всё должны делать с верой и надеждой, ибо всё, что не по вере, грех (Рим. 14, 23). Как бы ни бушевало море страстей и с какой бы силой ни вздымались его волны, грозя потопить нас, надежда наша на Господа. И тогда волны, подобно мыльной пене, разобьются о скалу надежды на Иисуса и любви к Нему.

Не теряйте душевного мужества, когда окружают вас искушения, но согревайтесь добрыми мыслями, то есть различными изречениями Господними, просвещающими в любом искушении. Будем подвизаться, дабы привлечь милость в свои души, чтобы, когда придет Господь, нашел Он нас бдящими, исполненными елея добрых дел. И тогда войдем мы в Божественный чертог вечной радости и веселия.
Не мал подвиг, и продолжается он не один день, но до последнего дыхания. Посему вооружимся сладчайшим именем Иисусовым, чтобы не было для диавола места в нашем сердце. Но и чтобы иметь память Иисусову, необходимо немалое тщание, понуждение, вера, надежда, постоянство, терпение и время.



20


Возлагай свои надежды на Христа и не бойся угроз демонских, но утвердись вблизи Него и скажи: Богом моим прейду стену (Пс. 17, 30; ср.: 2 Цар. 22, 30), то есть препятствия демонских искушений я миную силой Бога моего.

Постарайся положить доброе начало, ибо тогда будешь иметь добрый конец. Какое начало положишь, так и будешь подвизаться.

Малого недостатка не презирай и не говори: «Это ничего». Нет. Малое станет большим и вдобавок породит другое зло. И не прилагающий радения о малом, впадет в великое (Нерадеющий об исправлении малого зла впадет в великое зло).



21


Не огорчайся ни из-за чего, кроме как если в каком-либо деле не проявишь терпения, потому что, допуская нетерпение, ты теряешь вечную награду и тяжело достающееся дерзновение! Молись, чтобы Господь приложил тебе сокровище терпения и мужества. А через это богатство ты обогатишься и в другом.

Не теряй, умоляю тебя, своего духовного дерзновения, но черпай его из крепкой веры в Бога, Который не попустит нам искушений, превосходящих наши силы.



22


Чадо мое, проявляй терпение по отношению к своим детям. Что делать? Конечно, они подвижные, да иначе и не бывает. Но, как бы то ни было, мы должны терпеть. Случающееся не принимай близко к сердцу, то есть не исследуй с тщательностью, не разыскивай подробностей, ибо, пребывая в постоянной скорби, нанесешь вред своему здоровью, а тогда будет еще хуже. Только не обращай внимания и прилагай молитву, а молитва творит чудеса. И тогда чудесным образом, без труда, ребятки станут тихими и спокойными. Многие дети были еще более подвижными, а потом стали просто замечательными. К тому же, подвижные обычно смышленые и завтра, может быть, возвратят сторицею.

Чадо мое, не теряй мужества. И я, доколе живу в этом суетном мире, с Божией помощью надеюсь помогать тебе в любом затруднении. Знаю, что постоянно увеличивается моя ответственность и, как следствие, сокращается мое свободное время. Однако я постараюсь вам помогать всеми силами, которые останутся у меня.



23


Путь, ведущий человека к жизни безболезненной, устлан терниями и волчцами (См.: Быт. 3, 18), и желающие идти им часто истекают кровью, испытывают боль, часто впадают в отчаяние. Но надежда на Сказавшего: не оставлю тебя и не покину тебя (Евр. 13, 5), а также и слова апостола Павла: какая скорбь может отлучить нас от любви Христовой? (См.: Рим. 8, 35) – укрепляют сердце в терпении до конца.

Когда человек хочет переплыть море и достичь противоположного берега, где ожидает его избавление, он задумывается, рассчитывает свои силы и, уверившись в том, что может это сделать, бросается в море и плывет. Когда плывет, начинает уставать, волны кажутся более свирепыми, чем вначале. В сердце его начинает вкрадываться страх. Страх еще больше отнимает телесные и душевные силы. Если он отбросит страх и подумает, что выход один – собрать все свои силы, чтобы оказаться на том берегу (ведь иначе страх потопит его), то, поступив так мужественно, он выплывет на другой берег и спасется.

Если же плывущих двое и один испугается и начнет тонуть, то ему придаст мужества второй: подкрепит его слабый помысл, укажет ему на опасность, которой подвергает его страх, поможет ему и руками, и так тот в конце концов спасется. Брат от брата укрепляемый, яко град огражден (Ср.: Притч. 18, 19).



24

 

Монаху не подобает отчаиваться, так же как и воину. Иначе откуда же воин возьмет силы поднять оружие, идти в ночные утомительные походы и наступления и приносить победы?

Подобным же образом и монах – духовный воин Христов против мысленного врага – только при помощи животворной надежды и жертвуя самим собой сможет довести до конца свой духовный подвиг.



25


Не огорчайтесь нисколько, все пройдет, и буря утихнет. Не отчаивайтесь, возлагайте свою надежду на Бога и Его Пресвятую Матерь. Никогда, никогда Он не оставит страдающие души, ищущие спасения. Диавол в ярости, ведь планы его рухнули, а сколько всего он должен был сделать! Слава Богу за все! Несите, чада мои, свой крест, распинаясь вместе со Христом, и в скором времени наступит и пресветлое Воскресение. Чем больше скорбите теперь, тем больше почувствуете радости свободы. Такой начертана христианская жизнь – со скорбями и теснотой. Желающие жить по Богу будут мучаться.

Дерзайте и не бойтесь, имейте крепкую веру во Христа. Он всесилен. Как бы ни свирепствовал сатана, пред Христом, пред Его силой рушатся все его преграды.

Покой обретете только в молитве, в доверии Промыслу Божию. Все страдания обратятся во благо. Мой Старец во время великих испытаний приходил в созерцания!


Ефрем Святогорец Филофейский, Аризонский (Мораитис)


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.       Отеческие советы. Архимандрит Ефрем Святогорец Филофейский, Аризонский (Мораитис). Издательство Саратовской митрополии, 2017
2.       Архимандрит Ефрем Филофейский, Аризонский (Мораитис). Глава тринадцатая. О вере, надежде и терпении. https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogorec/otecheskie-sovety/13

КНИГА ЛЮБВИ О ЛЮБВИ. КНИГА ЖИЗНИ, КОТОРУЮ ДАРОВАЛ БОГ.

Для читателей журнала PUSHKAR экземпляр Нового Завета в подарок!

Комментариев нет:

Отправка комментария