|
Валаамский
старец схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958) |
1956
Мои думы
Сегодня
ходил я на кладбище. Погода хорошая, дорога сухая. Обошел все могилы. Прочел
доски на крестах. Кто когда умер, сколько лет жил в монастыре и каких
лет от рождения. На Новом Валааме лежат в могилах сто пятьдесят четыре инока.
Всех вас я знаю, и ваши тела лежат в могилах. Ибо закон смерти
неумолим. Когда и где родились – знаем, а когда и где умрем
– не знаем. Человек взят из земли, в землю и пойдет, а душа от Бога,
к Богу и пойдет.
Где-то
вы, честные отцы, находитесь? И как вы там поживаете? Я глубоко верю, что вы не
умерли, а только перешли в другой, невидимый мир. Но они молчат! Тайна велика.
Где и как живут, мы не знаем. Святой апостол Павел говорит: «Ходим
верою, а не видением» (2 Кор.5:7).
Наше
иночество все престарелое. Большинство ходит с палочкой. Уже приготовили
несколько могил и гробы сделали.
Скоро,
скоро и мое бренное тело положат в гроб и опустят в холодную
могилу и засыплют землей. Могильщик сделает холмик, поставит крест.
Может быть, найдется добрый человек, который напишет на доске мое имя и прибьет
к кресту.
Честные
отцы! Прошу вас: кто когда придет к этой могилке моей, помолись о моей
многогрешной душе.
Схиигумен Иоанн
О Святых Христовых
Тайнах
Это
такое великое Таинство! Церковь видит чудо [в нем] всемогущества Божия,
подобное сотворению Богом мира из ничего. Но и приступать ко Святому
Причащению Святых Христовых Таин мы должны, насколько хватит сил, с чистой
совестью. Ибо мы соединяемся со Христом! А как же можно соединиться со Христом,
если имеем вражду на кого-либо, или превозношение, или осуждение. Святой
апостол Павел говорит: «Ядый бо и пияй недостойне, суд себе
яст и пиет» (1 Кор.11:29).
В
начале молитвы ко Святому Причащению сказано: «Хотя ясти, человече, Тело
Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть. Божественную же пия
Кровь ко общению, первее примирися тя опечалившим. Таже дерзая, таинственное
брашно яждь». Слышишь, причастник? Примирися – даже [с тем], кто тя опечалил.
Еще говорится в конце молитвы: «Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря:
огнь бо есть, недостойный попаляяй».
Ко
Святому Причащению приступай в сознании своей греховности, просто и
благоговейно, сознавая, что принимаешь именно Тело и Кровь Господню.
А как мы, по телесной природе, не можем вкушать Тело, Господь, по Своей
милости, благоволил нам, грешным, вкушать Свое Тело и Кровь под видом
хлеба и вина.
О Пресвятой
Богородице
Много
времени я собирался написать себе на память о Приснодеве
Марии и наконец собрался.
Пресвятая
Богородица, помоги мне, скудоумному, написать о величии Твоего существа, ибо
Ты, избранная ото всех родов и вместила во утробу Свою Создателя всей
твари, достойно и праведно именуешься Богородицей.
Есть
церковное предание, что евангелист Лука, [который] был
врач и художник, написал образ Богородицы с Богомладенцем на
руках и показал Деве Марии. Она одобрила эту икону и, [как знаем из]
Евангелия, сказала: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1:48). Вот, Ея
пророчество сбылось: действительно ублажают Ее все роды. В Православной Церкви
во всех службах в течение всего года ублажают Ее, особенно в догматиках восьми
гласов. Там говорится в ветхозаветных прообразах о Богородице и о
воплощении Бога Слова. Молящиеся, слушайте особенно внимательно, когда поются
догматики.
В
Православной Церкви чтутся более трехсот шестидесяти чудотворных образов Божией
Матери и описаны все чудеса от них.
На
иконах Пресвятая Богородица изображается с тремя звездами: одна на
голове и две на плечах, это символы Ее приснодевства – Она была Дева
до Рождества, Дева в Рождестве и по Рождеству Дева.
Протестанты
своим неверием в церковное Предание исказили Святое
Евангелие и дерзнули баснословить в своих мудрованиях, что [будто бы]
у Девы Марии были дети. О! Какое нелепое мудрование так думать о чистодевственном
Божием Сосуде. Вероятно, они преткнулись о слова: и не знаяше
ея, Дóндеже роди сына Своего первенца (Мф.1:25). Дóндеже –
означает здесь не то, что будто бы до рождения не знал Ея, после же познал.
Такова особенность языка Писания: так и не возвратился вран в ковчег, Дóндеже изсяче
вода от земли (Быт.8:7), но он не возвратился и после этого. Или еще:
«Я с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). А после
скончания разве не будет? Еще называет Его первенцем не потому, что будто Она
родила еще другого какого-либо сына, но просто потому, что Он родился
первым и единственным, Христос есть и первородный. Лютеране
неверием своим в церковное Предание исказили Святое
Евангелие и создали глубокую ересь. В книге «Обличительное
богословие» об этом сказано подробно, вот туда и отсылаю тех, кто
хочет знать подробно об этой ереси.
Я
не буду разбирать родословие Спасителя по плоти, отсылаю к толковникам
Священного Писания и предания, ибо они подробно говорят о родословии.
Святой
праведный Иосиф вдовствовал в чистоте много лет. Уже восьмидесятилетнему Иосифу
была обручена Пресвятая Дева Мария, отданная ему для хранения Ея девства.
Святой Иосиф не знал тайны воплощения Бога Слова, не знал, что зачатие было от
Духа Святаго. Когда заметил, что Дева Мария непраздна, не желал обличить Ея, а
хотел тайно отпустить. Когда он подумал об этом, святой Ангел вразумил его,
открыв тайну зачатия от Духа Святаго. Тогда святой Иосиф с благоговейным
страхом служил Марии, как Матери Божией и всего мира
Госпоже и Владычице, а вместе [с тем] служил и рожденному
от Нее Младенцу Богу. И можно ли подумать, что такая Чистая Дева имела детей?
Святой Иосиф не дожил до времени служения Христова, скончался стодесятилетним
старцем.
Я,
недостойный инок Валаамского монастыря, сообщу еще три чудесных случая о Божией
Матери, [бывших] при моей жизни в монастыре.
Считаю
грехом, если не напишу о Валаамской иконе Божией Матери.
Известный
художник, академик иеромонах Алипий написал икону Богородицы во весь рост с
Богомладенцем на руках. Писал он в то время, когда читали акафист Богородице в
церкви. Скажут ему: «Читают акафист», – и он начинает писать. Затем
скажут: «Акафист кончили читать», – тогда и он кончает работу. Образ
Богородицы был написан за несколько приемов во время чтения акафиста. Этот
образ Богородицы повесили в Успенской церкви на правой колонне. Затем, не знаю
почему, вынесли этот образ в маленькую Никольскую церковь. В ней службы не
совершаются, [икону] поставили к восточной стенке – заставили другими старыми
образами, разобранным иконостасом, подсвечниками и другими церковными
вещами. Иноки забыли сей святой образ.
Одной
благочестивой старушке в Петрограде явилась во сне Божия
Матерь и говорит ей: «Поезжай на Валаам и скажи игумену
Пафнутию, чтобы Мой образ перенесли в собор. Игумен сперва не поверит тебе, но
ты скажи еще и еще [раз], тогда он поверит. Укажи ему место, где
находится святой образ. Тогда игумен возьмет двух монахов и пойдет с тобой.
Когда понесут Мой образ, схимонах в белом балахоне подойдет и облобызает его».
Все так и сбылось, как было сказано старушке во сне.
В
книге пророка Иоиля сказано: «Излию от Духа Моего на всяку
плоть, и прорекут сынове ваши и дщери
ваша; и старцы ваши сония узрят, и юноты ваши видения
увидят» (Иоил.2:28). Сию икону перенесли в собор и поместили на правой стороне
на колонне. Когда мы уезжали с Валаама, и сию икону
привезли и поставили ее у правого клироса на Новом Валааме. Это место
[где устроен Новый Валаам] называется Папинниеми, купили у лютеранина
[поместье]. То чудно, что [там, в имении] в одной хорошей комнате висел на
стенке образок преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
Место оказалось очень удобным для нас, престарелых иноков. Значит, наши хозяева
заботятся о нас, грешных.
Еще
скажу об иконе Божией Матери.
В
Валаамском монастыре у схимонаха Мелетия был Козельщанский образ Божией Матери,
стоял в углу на полочке. Однажды в отсутствие схимонаха некий послушник пришел
в келлию с целью поискать деньги, знал, что отец Мелетий жил в
городе, и думал, что у него непременно есть деньги. Только он вошел в
келлию, вдруг возле иконы показался огонь и пошел прямо на него.
Послушник очень испугался и выбежал из келлии в большом страхе. Он
потом сам говорил о своем грехе и о чуде от образа Божией Матери.
Еще
один случай. У меня был образ Божией Матери с Богомладенцем, который писал тоже
отец Алипий. Двадцать лет я молился пред этой иконой, а затем послал ее в
Эстонию, в Пюхтицкий монастырь, одной скорбящей инокине. Она написала мне, что
когда получила сей образ и принесла в келлию, то от иконы исходило
благоухание три дня, и монахини, приходившие к ней, обоняли чудесное
благоухание.
Великий
подвижник, преподобный Максим Кавсокаливит имел особенную веру ко
Пресвятой Богородице. В один день пришел он в Церковь и с безмерной
теплотой сердца и любовью целовал святую икону Ея. Вдруг ощутил в груди
своей и в сердце своем некую особенную теплоту, излившуюся от святой
иконы, и вошло в душу его великое умиление.
Такая
теплота не кровяная, а духовная. И слезы текут просто струей, и как
бы все члены плачут. В такой момент буквально все люди делаются милыми:
так и бросился бы каждому в ноги, и мыслей посторонних
никаких нет, а весь сосредоточен в себе.
Иногда
бывает, что все члены просто ослабеют, и на ногах не устоишь. Тогда
надо садиться или ложиться, пока все это кончится. Это не прелесть, а
благодатное Божие посещение. Мне говорил об этом человек, который сам испытывал
такое благодатное явление. Конечно, недуховный человек вместить этого не может,
это становится ему смешным. Так некоторые говорили и на апостолов,
когда благодать излилась на них в виде огненных языков.
Говорили и насмехались: они напились сладкого вина (Деян.2:13).
О,
дивная Пресвятая Богородица, благодарю я, грешный, что Ты по Своей благости
помогла мне, скудоумному, описать несколько чудес от икон Твоих. Аминь.
Пресвятая
Богородица, спаси мя, грешного.
[О внутреннем мире]
Человечество
мятется, и бедные [люди] не знают секрета внутреннего мира, [не
знают] как обрести его. Вот секрет: не вмешивайся ни в какие чужие
дела и не подмечай немощи ближнего твоего. Знай только
себя, и довольно с тебя. Если это исполнить, поверь мне, будешь
всегда мирный. Опыт.
[О прелести
бесовской и прозорливости святых]
Святой
апостол Павел говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но
против... духов злобы поднебесных» [Еф.6:12].
Вот
этот дух злобы, насколько Господь попустит ему, искушает нас, грешных. Через
наши помыслы возносит разные хулы: на Бога, все божественное и на
Святые Христовы Тайны. Иногда такие скверные помыслы, что даже
стыдно и на иконы взглянуть, и многое другое неподобное.
Святые отцы не хотели [это] даже и писанию предать, я тоже не буду писать [о
том], что приходилось мне слышать от некоторых.
Некоторые
очень смущаются и думают, что это наши помыслы. Но диавол – дух
смешивается с нашей душой. Конечно, немногие могут разбирать, [настраиваться]
против этих диавольских внушений. Одно средство – не обращать на них
внимания и просить у Бога помощи.
Диавол
преобразуется в ангела света, является людям в виде ангелов, даже в виде
Спасителя. Преподобному Исаакию Киевскому, жившему в затворе семь лет, явились
бесы в виде двух ангелов и говорят ему: «Ты угодил Богу. Вот идет
Спаситель, ты поклонись ему». И диавол в виде Христа идет в
сиянии, и преподобный поклонился ему. Бесы так его измучили, что он
лишился ума, стал как младенец. Два года кормили его, ибо сам он не мог есть.
Через два года он, по молитвам преподобных, которые тогда жили [в Печерской
Лавре], поправился и, с Божией помощью, сам стал страшен
бесам и власть имел над ними.
В
этой же Лавре жил преподобный Никита, просился у игумена в затвор. Игумен и
другие старцы не советовали ему и говорили ему: «Ты еще
молод и неопытен в духовной брани, враг может обольстить тебя, как
Исаакия». Но он настаивал на своем: «Исаакия обманули, и бесовский
обман послужит мне на пользу во избежание его козней». [Наконец]
игумен и другие старцы уступили его просьбе.
Затворился
молодой подвижник и стал подвизаться. Через некоторое время явился
ему бес в виде ангела и говорит: «Ты угодил Богу. Я послан от Бога
служить тебе. Ты не молись теперь, я буду молиться за тебя. Вот тебе знамение –
будешь знать на память весь Ветхий Завет и знать языки. Народ
будет ходить к тебе, а ты пророчествуй им». Молодой подвижник действительно
стал приходившим к нему предсказывать будущее, даже и князьям
предсказывал, и в точности все исполнялось. Сперва
игумен и старцы ничего не поняли, а когда пришли к нему, поговорили с
ним, тогда узнали, что он в прелести бесовской. Весь Ветхий Завет знал на
память, а Новый Завет позабыл. Насильно вывели его из
затвора и своими молитвами исцелили от бесовской прелести.
Впоследствии он стал епископом Новгородским.
Враг
рода человеческого явился преподобному Симеону Столпнику в виде огненной
колесницы и говорит ему: «Ты угодил Богу, и вознесем тебя
на небо, как пророка Илию». Преподобный уже занес ногу, хотел ступить на
колесницу, но оградил себя крестным знамением, и видение пропало.
Конечно,
один Бог совершенен. Диавол сперва искусил преподобного, [сказав], что [тот]
уже удостоился за свои подвиги такого явления, и [подвижник] чуть не
погиб. Но Господь пожалел его за его труды и вразумил оградить себя
крестным знамением.
Некоему
старцу бес явился ангелом и говорит ему: «Я послан к тебе от Бога».
Мудрый старец сказал: «Наверное, ты ошибся, наверное, ты послан к другому
старцу, а я недостоин видеть ангела». И враг исчез. К другому старцу, тоже
мудрому, бес явился в виде Спасителя. Старец закрыл свое лицо
руками и говорит: «Я не хочу видеть Христа в этой жизни, но в будущей
жизни увижу Его». И враг исчез.
Многими
кознями враг искушает человечество. Антоний Великий видел все сети врага,
распростертые по земле, и сказал со вздохом: «Господи! Кто же избежит
их?» Услышал голос: «Смиренномудрие».
Жил
я в скиту, пели мы с одним монахом, и во время службы, когда читали
шестопсалмие, этот монах задумался. Я умом чувствовал его мысли, хотел стукнуть
его по плечу и сказать: «Что ты замышляешь худое?» Но воздержался,
решил: надо проверить его мысли, будет ли делать так, как обдумал. Оказалось,
он в точности так и сделал, как думал. У нас есть
воображение и память. Это одно внутреннее чувство: где побываем,
можем представить очень хорошо все те места, где побывали. Так и у
меня: враг представил мысли этого инока. Это не прозорливость, а вражие
внушение.
Вот
еще случай. У меня было лекарство от насморка. Я также чувствовал: инок в
другой келлии хочет прийти ко мне за лекарством. Отнес ему лекарство, а он и
говорит: «Как ты узнал? Я только хотел идти к тебе». Ничего я не сказал ему.
Иногда
бывает, что человеку скажут как раз о тех мыслях, что он думает. Тут определить
трудно: случайное это совпадение или диавольское внушение, чтобы ввести
неопытных в самомнение как прозорливых.
Прозорливость
у святых совсем иначе бывает, ибо у них, по Божией милости, душа очищена от
страстей, и они видят душевным оком. Из многих приведу один пример.
Преподобный Стефан ехал мимо Троицкой Лавры в двенадцати
верстах и поклонился игумену Сергию: они в это время обедали.
Преподобный Сергий сказал: «Встаньте, братия, и поклонитесь, ибо нам кланяется
преподобный Стефан».
В
знак [в память] о таком чуде в Лавре во время обеда всегда вставали и
кланялись. Вот прозорливость святых: для них нет пространства, они видят душой
так, как мы видим глазами окружающее нас.
Когда
я жил в Петрограде, в часовне, ходила к нам молиться одна пожилая женщина. Она
всегда видела душой, кто к ним идет, и уже готовилась заранее
встретить их. Также видела, когда и где был ее муж, как он вел себя в
гостях.
Она
рассказала об этом отцу Иоанну Кронштадтскому, а он ей сказал: «Тут нет
греха, но тебе это не на пользу». И у нее пропала прозорливость.
Такие
ясновидящие – так их иногда называют – бывают от природы: получили дар без
труда, и он не пользует их самих и других, ибо нет у них
рассуждения, приобретенного трудами. А прозорливость у святых – ибо они, по
Божией милости, очистили сердце от страстей и имеют истинное
рассуждение, – благоразумно приносит пользу другим, ибо ими руководит Дух Святой.
Впрочем,
и у святых духовное преуспеяние разное: есть подобные солнцу, другие – как
луна, а иные как звезда, и звезда от звезды имеет разницу [см.: 1Кор.15:41],
как говорит святой апостол Павел.
Один
Бог совершенен. Ведь сколько таких, которые были восхищены на
небо и видели славу святых, а потом падали и вели распутную
жизнь на посмешище людям. Конечно, падение духовных [бывает] от
самомнения и гордости. О блаженное Смирение! Ибо нет у меня
ума, и душа моя трепещет, как я могу восхвалить и понять Тебя? Ибо Ты
божественно приклонило небеса и сошло на землю.
О сновидениях
Мне
приходилось слышать, что многие миряне говорят о
сновидениях и заключают о них разные свои догадки. Некоторые и наши
почтенные батюшки-иноки верят снам и придают им свое значение.
Получая
письма от мирян о сновидениях и читая их, некоторые иноки, по своей
неопытности в духовной жизни, одобряют эти письма и дают их
прочитывать своим собратьям – инокам как некое назидание. Вот такие
неправильные понятия о снах и побудили меня сделать выписки из
[творений] некоторых святых отцов.
«Бесы
тщеславия – пророки в снах. Будучи пронырливы, они заключают о будущем из
настоящих обстоятельств и возвещают нам оное, чтобы мы, по исполнении
сих видений, удивились и, как будто уже близкие к дарованию прозрения,
вознеслись мыслию. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком; а кто
презирает его, пред теми он всегда оказывается лжецом. Как дух, он видит
случающееся в воздушном пространстве и, заметив, например, что кто-нибудь
умирает, он предсказывает это легковерным через сновидение. Бесы о будущем
ничего не знают по предведению, но известно, что и врачи могут
предсказывать смерть... Кто верит снам, тот вовсе не искусен; а кто не имеет к
ним никакой веры, тот любомудр. Посему, кто верит снам, тот подобен человеку,
который бежит за своей тенью и старается схватить ее» (Преподобный
Иоанн Лествичник. Слово 3. О сновидениях, бывающих новоначальным).
Блаженный Диадох пишет: «Да довлеет, однако ж, нам паче, как великая
добродетель, то правило, чтоб отнюдь не верить никакому сонному мечтанию. Ибо
сны наибольшею частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения
или еще, как я уже говорил, бесовские над нами надругания и забавы».
Святой Симеон
Новый Богослов пишет: «У тех только бывают истинные во сне видения (их не
следует называть снами, а видениями), которых ум благодатию Святого Духа
сделался прост и свободен от всякого давления со стороны
страстей и от рабства им; у которых вся забота и попечение
о Божественном и все помышление о будущих наградах и воздаяниях;
которых жизнь выше жизни живущих, беспопечительна, неразвлеченна, тиха, чиста,
исполнена милости, мудрости, небесного ведения и других плодов благих,
возделываемых в них Духом Святым; у тех же, кои не таковы, сны
ложны и беспорядочны, и все в них
обман и прелесть явная».
Премудрый
Сирах пишет: «Пустые и ложные надежды – у человека
безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень
или гоняющийся за ветром, так верящий сновидениям;
Гадания и приметы и сновидения – суета; Сновидения ввели
многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению» (Сир.34:1–2, 5, 7).
Есть много примеров в отеческих сказаниях, когда веровавшие снам погибали.
Оптинский старец иеросхимонах Леонид говорил своему ученику: «Не должно верить
снам, хотя бы они в своем роде и действительны были, ибо через верование снам
многие прельстились. Любомудрый старец Феостирикт, сочинивший параклис
Пресвятой Богородице [молебен, поемый во всякой скорби
душевной и обстоянии], вверившись снам, наконец так прельстился, что
погиб».
Есть
такое сказание в Прологе: «Месопотамский монах удивлял всех своею строго
подвижнической жизнью, но как веровавший снам – погиб. Ему был сон: святой
Моисей с прочими пророками и евреями идут в рай, а апостолы с мучениками,
со святителями и преподобными идут в ад. После этого сна монах принял
иудейскую веру, женился на еврейке и стал вести полемику с
православными». Много можно было бы привести подобных сказаний, но
довольно и этих. Если святым Божиим людям и были сны
пророческие, как то: святому Иосифу библейскому, святому Иосифу Обручнику,
Пресвятой Богородице и прочим святым, то им и извещение
внутреннее было от Бога. В Святом Писании хорошо и ясно сказано, как
должно нам спасаться. Но наш ограниченный и пытливый умишко недоволен
этим и хочет еще что-то узнать о будущем из снов. Не лучше ли нам
руководствоваться Священным Писанием и святоотеческими советами, чем
увлекаться снами и им доверяться. Умудри нас Господи
всех и каждого следовать по стезям заповедей Твоих.
[О гимнах святого
Симеона Нового Богослова и созерцательной жизни]
Гимн
седьмой святого Симеона Нового Богослова я читал. Там описана высшая
степень духовной созерцательности, которая дается человеку по благодати Божией,
по очищению сердца от страстей; и для твоего ограниченного умишка она
непонятна. Святые отцы пишут: «Если кто не очистил свое сердце от
страстей и стремится к созерцанию, таковых постигает гнев Божий». Не
советую тебе читать гимны святого отца, ибо неполезно тебе. Читай книги о
деятельной жизни и очищай сердце от страстей. Когда очистится сердце
от страстей, тогда будет понятна и созерцательная степень.
При
чтении гимнов святого отца ты удивляешься: «Как возможно было изведать и написать
неизъяснимое?» Когда человек, по Божией благодати, озарится свыше единением с
Господом, тогда Господь открывает человеку Свои божественные тайны, что
плотскому нашему умишку непостижимо: будем читать, а в сущности не можем
понять. Ты советуешь мне беречь этот гимн в сердце своем как некую тайну.
Конечно, я недостоин такой высокой степени созерцания опытом в чувстве сердца.
Все же при чтении «Добротолюбия» в пяти томах понимаю эту степень, насколько
может вместить мой ограниченный ум, ибо там это хорошо объяснено, только в
другом порядке, чем в гимнах преподобного Симеона.
Не
так давно я прочел книгу, перевод с греческого, Каллиста Катафилиота, о
божественном единении и созерцательной жизни. Во всей книге
только и говорится о созерцании и единении с Богом, подобно
гимнам преподобного Симеона.
[О смирении]
[...]
Благодари Бога, что Он дал тебе вкусить, хоть вмале, «яко благ Господь». Да,
внутреннее свое состояние обнаруживать не надо даже и духовнику, если
он не проходит такую же внутреннюю жизнь. Преподобный Антоний Великий пишет:
«Если ты будешь говорить недуховному о духовном, то ему покажется смешным». Я
тебе писал в предыдущем письме о смирении и еще повторяю: «Смиряйся,
чадо, враг очень хитер, и мы очень немощны». Преподобный Макарий
Великий пишет: «Знал я таких людей, которые были в таком духовном совершенстве,
что видели на небе славу святых, и в таком состоянии находились шесть
лет и, страшно сказать, – погибли». Еще приводит некоторых мучеников, которые
пали после тяжких мучений. А о прощении грехов Святой Дух говорит через пророка
Иезекииля: «Аще грешник покается и жить будет исправно, тогда Господь не
помянет грехов его. Также и праведник: если развратится, Господь не
помянет его праведности» [см.: Иез.33:11–19].
Умудряйся,
чадо, будь мудра, как змея, а кротка, как голубь [см.: Мф.10:16].
Большую
пользу я получаю жить в общем помещении и спать вповалку на нарах.
Бог один, а пути к Нему разные – это мы видим на примере святых отцов: одни
проходили внутреннее умное делание, преуспевали в духовной жизни, а другие
много читали псалмов, канонов, тропарей, тоже преуспевали в духовной жизни. Еще
замечу, пишут святые отцы, что природные недостатки остаются и у
святых – для их смирения.
Быть
на Фаворе со Спасителем очень весело. Но когда придется быть и на
Голгофе, то терпи – имей уши слышать, да слушай, будь внимательна.
Умудри
тебя Господь! [...]
Схиигумен Иоанн
27.04.1940
[...]
Письмо твое я получил. По Божией милости остался жив, хотя и сплю на
нарах, но духом спокоен, даже и не думаю о Валааме, точно
как и не жил там.
Письмо
твое я понял, ибо оно писано от чувств, и я чувствовал силу слов.
Валаам покинул я спокойно и бомбардировку Валаама перенес благодушно.
Во время тревог не бегал прятаться в убежище, хотя оно было у нас в соборе, но
сидел в своей келлии и читал Святое Евангелие. От грома бомб корпус
дрожал, стекла в окнах вдребезги разлетались и двери открывались, а у
меня какое-то было внутреннее убеждение, что останусь жив. Уезжать с Валаама
пришлось спешно, хотя и мало что взял с собой, но не жалею. Только
очень жаль, что твоя икона и еще родительское благословение остались
висеть на стенке. Взял несколько книг из святоотеческих, и довлеет их.
Хоть
ты и освободилась от страстей, но имей смирение и не верь
себе, пока не ляжешь в гроб. Наш должен быть труд во всякой добродетели, а
успех уже зависит от Божией благодати, а благодать Бог даст не за труды, но за
смирение, насколько человек смиряется, настолько и благодать посетит.
Я советую тебе прочесть святого Макария Великого, пять слов о чистоте сердца,–
они напечатаны там у вас. [...]
Схиигумен Иоанн
27.07.1940
[Видеть свои грехи]
[...]
Блаженное твое состояние, если ты чувствуешь себя скудной и младенцем
среди людей, образованных духовно; не завидуй таковым и не стремись к
духовным восторгам. Мистики стремятся к таким благодатным
ощущениям и вместо истинного созерцания впадают в диавольскую
прелесть. Благодатное ощущение Господь даст человеку, если у него сердце
очищено от страстей. В таком устроении были святые отцы, а нам, грешным, должно
молиться в покаянных чувствах и просить у Бога помощи в борьбе со
страстями. В «Отечнике» сказано; «Ученик сказал старцу; „Такой-то видит
ангелов“». Старец ответил: «Это неудивительно, что он видит ангелов, но
удивился бы я тому, кто видит свои грехи». Хотя это старческое
изречение и кратко, но по духовному смыслу очень глубоко, ибо тяжелее
всего познать себя самого. Пишешь: «Слова молитвы и Господь
соединились, и как бы нераздельно Сам Господь». Тут ошибки нет, так и
должно быть.
Да,
«довольство, богатство, любовь родителей и похвалы окружающих» –
большая помеха в духовной жизни. Святые отцы этих причин ко греху очень
боялись и всеми силами избегали их; не напрасно же уходили в
монастыри да в пустыни. Но тебе бежать не надо никуда, а старайся быть мудрой,
как змея, а кроткой, как голубь [см.: Мф.10:16], прочее всё временное,
пустота, точно мишура. Помнить надо, даже убедить себя, что не сегодня, а
завтра, однако, умрем, а там вечная жизнь и время там стоит. Господи,
помилуй.
Твои
года и путь очень скользкие, смиряйся и не верь себе, пока
не ляжешь в гроб. Умудри тебя Господи!
Продолжай
молиться, как теперь молишься. Если имеете Жития святых, советую почитывать их,
они очень воодушевляют и многому научают.
С
любовью во Христе. [...]
Схиигумен Иоанн
10.07.1946
Папинниеми
[О пагубности похвал]
Христос
посреди нас!
Боголюбивейшая
Юлия!
Ваше
письмо писано от чувств теплых, все понял. Однако не скрою, по прочтении
пришлось покраснеть, ибо Ваша похвала – горе мне, выше моих дел. Если что Вы,
по смирению своему, получаете через меня хорошего, то это не по моим молитвам
недостойным, а по вере Вашей Господь утешает Вас. Немало есть случаев в
церковном Предании, что по вере просящих и блудница воскрешала
мертвых. Я к вам расположен как к родным, и мое пребывание у вас
просто утешало меня, ибо я чувствовал ваше расположение к моему непотребству в
простоте сердца, от души.
Спаси
и храни Вас Господь.
Помнящий Вас многогрешный схиигумен
Иоанн
7.11.1947
Новый Валаам
[Духовная наука]
Досточтимая
о Христе раба Божия Мария!
Наконец-то
собрался написать Вам. О Ваших вопросах, конечно, хорошо бы поговорить лично, в
письме не могу хорошо и ясно высказать свои мысли. Однако отвечаю,
насколько могу.
У
Вас много недоуменных вопросов в духовной науке. Да, духовная наука [– это
наука] наук, и ее надо изучать, как и светские науки, с
азбуки. Светские науки набивают только голову, а сердце остается
пустым, и говорят они только о земной жизни до гроба, а о загробной
жизни все науки молчат. А духовная наука учит о Боге, о загробной
жизни и о приготовлении к ней. К Богу и о познании Его
рассудком не подойдешь, ибо наш умишко очень
ограничен и недальновиден в духовных вопросах. Веревочка нашего ума
очень коротка, а колодец духовного учения глубок зело, и мы не можем
почерпнуть из духовного учения живительной воды, много таких вопросов достигаем
только верою. Духовная наука требует живую веру и послушание евангельским
заповедям, а главных заповедей две: 1) любовь к Богу; 2) любовь к ближнему.
Заповеди даны нам, чтобы очистить сердце от страстей: блажени чистые сердцем...
тии Бога узрят [Мф.5:8], тогда и вопросам места не будет, Священное
Писание поймется. Любовь к Богу требует исполнить заповеди Его,
смотрите [Евангелие] от Матфея, 5, 6 и 7-ю главы (Мф.5, 6, 7). Там
хорошо и ясно все сказано, требует не ума, а дела. А любовь к ближнему
заключается в том: что себе не желаешь, того и другим не делай. Не
хочешь, чтобы тебя обижали, укоряли, презирали, смеялись,
обманывали, и ты такого не делай. Видите ли, тут уже нет места
вопросам. Как в школе ставились вопросы: «Это почему?» А надо исполнять
Господни заповеди не умом, а делом. Еще Вас смущает, говорите: «Церковь устрашает
адскими муками, для меня полезнее Божие милосердие». Знайте, Бог
милосерд и праведный Судия и воздает коемуждо по делом его,
милосерд к кающимся грешникам, а строгий Судия – к
гордым и нераскаянным грешникам. Во Второе пришествие Суд будет, по
Евангелию (Мф.25–31). Еще Вас затрудняют церковные обряды и буква,
убивающая дух. Что Церковь установила – все хорошо, только надо все понять
правильно. Обряды воспитывают и оживляют дух, так как душа соединена
с телом, полезны и телесные обряды, и труды, а буква
убивает дух только там, где останавливаются на букве и считают ее как
добродетель, а не пособие или средство к добродетели. В светских науках есть
учебники и учителя, и постепенно доходят до совершенного понятия, по
свойствам учащихся. Так и в духовной науке есть
учителя и учебники. Учителя – святые отцы, умудренные Духом
Святым, и святые апостолы, ибо им Господь открыл ум уразуметь
Священное Писание, в их посланиях очень подробно говорится о духовной науке.
Обряды и телесный труд подобно дереву, ибо плоды без листьев не бывают. И
внутреннее духовное преуспеяние без наружных, деятельных, обрядных трудов, тоже
быть не может. Хотя я человек и очень грешный, однако стремлюсь к
духовной жизни от юности моей, и ревность была даже не по разуму.
Вначале меня тоже затрудняли подобные вопросы, а когда стал стремиться о едином
на потребу да заглянул в свое сердце и стал очищать его от страстей,
то с Божией помощью вопросы кончились. Теперь меня все
восхищает и умиляет – природа и человечество. Покажется
Вам, безумно я написал. Но не безумно, а как чувствую. Простите меня за
безграмотность и покройте мои недостатки христианской любовью.
Призываю на вас Божие благословение, с
любовью во
Христе многогрешный схиигумен Иоанн
17.12.1947
Новый стиль
[О молитве, смирении,
душевных и телесных страстях]
Боголюбивейшая
раба Божия Екатерина!
Христос
посреди нас!
Письмо
твое почтенное и содержательное получил.
Конечно,
о молитве лучше поговорить лично, в письме всего не напишешь. Я недоумеваю,
почему ты стеснялась говорить со мной, когда я был у вас? Ты точно как-то
пугалась меня, но, насколько смогу, отвечаю тебе по содержанию твоего письма.
Молитвенный
свой труд продолжай, ничтоже сумняся. Господь дает молитву молящемуся. И
руководителем, и наставником в молитве будет тебе Сам Господь.
Умудри, Христос.
В
этом не сомневайся. Однако знай: молитву легче приобрести, чем удержать.
Старайся иметь смирение и не верь себе, пока не ляжешь в гроб.
Преподобный Макарий Великий говорит: человек, получивший благодать,
однако и страсти все еще хитрят в нем. И приводит [в примеры]
мучеников, после тяжких мучений впадших в распутство. Еще говорит о подвижнике,
который жил с ним, так был богат благодатью, исцелял больных, изгонял
бесов и после таких дарований впал в глубину греха.
Преподобному Антонию Великому было показано: весь мир был опутан
сетями. Преподобный со вздохом воскликнул: «Кто же их избежит?» Был слышен голос:
«Смиренный!» Да истинно смиренный не падает, да как ему и пасть,
когда в чувстве сердца считает себя хуже всех людей и животных.
Преподобный
Петр Дамаскин говорит: человек если увидит свои грехи, аки песок морской, – это
здравие души. А скорбей и искушений не избежать нам, грешным.
Священное Писание говорит: «Если ты приступаешь работати Господу Богу, то
приготовь душу твою к искушению» [Сир.2:1], и еще: «Будь
тверд и не искушайся во время посещения» [Сир.2:2]. Святые отцы
пишут: «Устоять в добродетели зависит не от нас, а совершит это благодать
Божия. А благодать помогает и хранит не за труды, а за смирение».
Преподобный Исаак Сирин пишет: «Если в какой добродетели
трудишься и не видишь плода, не дивись, ибо Господь дает дарования не
за труды, а за смирение» [см.: Слова подвижнические. Слово 34]. Вот, труды
подвижнические направлены к тому, чтобы стяжать смирение. От Господа дана нам
свободная воля, и мы должны трудиться к деланию добра, насколько
хватит наших сил, ибо нуждницы восхищают Царство Небесное [см.: Мф.11:12],
сказал Господь. Духовная жизнь подобно дереву, листья – это телесные труды, а
внутренняя жизни – плоды духовные [см.: Гал.5:22]. Однако смоковница
бесплодная посекается.
В
молитве степени разные бывают, судя по смирению, а чтобы она всегда теплилась –
так не бывает, она, молитва, пресекается: иногда нападает лень, скука, уныние,
сухость душевная и скотские мысли, – это вражии козни. В таких
случаях требуется терпение, ибо и святые отцы в одном молитвенном
устроении не были. Об этом хорошо и основательно написал нам в
назидание преподобный Исаак Сирин. Советую тебе: к умилению, к сердечной
теплоте и слезам не стремись. А когда они придут, остановись на
них и дай волю слезам. Еще напомню тебе на всякий случай, когда бывает
сердечная теплота, и эта теплота как-то проходит по всему телу, и от
волнения даже слабеет все тело и на ногах не устоишь. Тогда надо
садиться или ложиться, пока это все кончится, а слезы-то тогда просто струей
текут. Только об этом не возмечтай, [будто] что-то великое происходит. Хотя это
благодатное чувство, но и страсти тут хитрят. Бойся больше всего
душевных страстей – гордости, лукавства, самомнения, тщеславия, гнева,
лицемерия и прочих. Телесные страсти иногда смиряют нас, грешных. О своих внутренних
переживаниях делиться не надо с неопытными, они могут только повредить делу. Я
полагаю, что поймешь мое письмо. И мои недостатки покрой христианской любовью.
Призываю
на тебя Божие благословение.
Мое
недостоинство помяни в своих святых молитвах.
Твой сомолитвенник схиигумен Иоанн
24.12.1947
Новый Валаам
[Ум заключи в слова
молитвы]
Уважаемая
о Христе Екатерина!
Пишу
тебе дополнительное к предыдущему письму, там было недоговорено.
Ты
стремишься к непрестанной молитве по руководству «Странника» (54). Да, там
полная наука об Иисусовой молитве, писал делатель Иисусовой молитвы под именем
странника. Однако знай, в духовной жизни скачки неуместны, а требуется
терпеливая постепенность. Господь по Своей благости дал тебе вкусить вмале, яко
благ Господь, а ты хочешь, чтобы такое хорошее состояние было всегда, и
удивляешься, что нападает ужасная лень. Непрестанная молитва точно ручеек течет
– [это] достояние совершенных, победивших душевные страсти: гордость,
тщеславие, самомнение, лукавство, лицемерие и прочие страсти. Будь
довольна и благодарна Богу, что по времени испытываешь духовную сладость.
Только сама не стремись к этому. Святые отцы называют такое стремление духовным
прелюбодейством. Занимайся молитвой просто, когда придут
умиление и слезы, остановись на них. В уме представлять Спасителя,
Божию Матерь или святых не надо, но ум заключи в слова молитвы, это самый
правильный способ молитвы. Ночью вставать не надо на молитву, твори ее
лежа и не смущайся. Молитва и память Божия – одно и то
же. Занимайся иногда молитвой или имей память Божию. Умудри тебя Господи.
Господь
своею милостью да поможет тебе продолжать Иисусову молитву.
Храни
тебя Господи.
Твой
доброжелатель и сомолитвенник
архигрешный схиигумен Иоанн
[Без даты]
[Совет священнику]
Уважаемый
отец Михей!
Твои
два письма отцу Виктору я читал. Уж очень грубо написано, не по-монашески, даже
не по-христиански. Ты без греха что ли, [что] так немилосердно мечешь камни на
собрата своего, забыл, что тебе прощено 10000 талантов, а ты давляше клеврета,
должного тебе 100 динариев [см.: Мф.18:28], и посадил его в
темницу. Сучки видишь у других, а бревна в своем глазу не замечаешь, укоряешь
его сан архидиаконства и себя забыл: твой сан ведь выше его. Ты
совершитель Святых Божественных Таин, а он только помощник тебе в служении
Святых Таин. Я не вхожу в ваши дела: кто из вас прав и кто виноват, а
смотрю на твои письма и пишу тебе. Отец Виктор сказал благоразумнее
тебя, на первое твое грубое письмо ответил смиренно, а на второе грубое письмо
совсем даже не хочет отвечать. Советую тебе, отче,
смириться и прекратить вражду, иначе Господь не примет твой
дар и молитву. Когда мы приготовляемся к служению Божественной
литургии, читаем: «Первее примирися тя опечалившим». Слышал ли? Кто опечалил
тебя, должен примириться с ним, а ты после таких грубых слов, ничтоже сумняся,
служишь Божественную литургию. Умудри и вразуми тебя Господи.
Многогрешный схиигумен Иоанн
24.01.1949
[Иметь память Божию]
[...]
Радует меня, что у тебя есть стремление о едином на потребу, старайся духа не
угашать [см.: 1 Фес.5:19]. Брачный союз не должен тебя смущать, ибо он
Богом благословлен, однако старайтесь друг друга тяготы
носить и также исполнять закон Христов [см.: Гал.6:2]. Умудри
вас Господи!
Конечно,
мир требует свое: труды, хлопоты и заботы, иначе и быть не
может. Если при этом имеем память Божию – и довлеет с тебя. По мнению
святых отцов, молитва или память Божия – одно и то же. Если время
когда найдется, хорошо прочесть сколько-нибудь в Евангелии, в Апостольских
посланиях и размышление о временной сей юдоли плачевной жизни
[см.: Пс.83:7], о смерти и о будущей вечной жизни. Господи,
помилуй! Страшно и подумать, конца нет. Хотя здесь бывает иногда и
очень тяжело, все мы, бедные, кряхтим под тяжестью разных скорбей, однако они
изменяются, а там никаких перемен не будет.
Страшишься
«своего недостоинства и множества отступлений». Не забывай, Господь
Иисус Христос принял нашу плоть и был совершенный Человек – кроме
греха – не для праведных, а для грешных. Слава, Господи, милосердию Твоему!
Господь знает нашу немощь, дал нам врачевство покаяния. По закону духовного
ведения, чем больше человек преуспевает в духовной жизни, тем видит себя еще
более грешным. Святой Петр Дамаскин пишет: «Если человек увидит свои грехи, аки
песок морской, и это знак здоровья души». При этих чувствах отчаянию
нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на
земле. Блаженны подобные люди, которые приходят в такое состояние, оно дается
от Бога за глубочайшее смирение и называется бесстрастием. [...]
Схиигумен Иоанн
09.08.1949
Новый Валаам
[О милосердии]
Боголюбивейшая
раба Божия Александра!
[...]
Тебе, раба Божия Александра, не советую очень тужить о своей крестнице и
считать ее уже погибшей. Господь Иисус Христос снисшел с небес на землю и
принял нашу плоть человеческую не ради праведных, а ради грешных. Фарисеи
почивали на законах, но не жили сами по закону и не могли понять
Иисуса Христа истинным Богом, преследовали и осуждали Господа,
говорили: «Друг грешникам, ибо пьет и ест с мытарями». Осудили
грешницу и привели к Нему, но Господь оправдал ее (Евангелие от
Иоанна, Ин.8:3–11).
Знай,
что мы не мудрее Соломона, и не кротче пророка Давида, и не
ревностнее апостола Петра. Смотри в Библии третью Книгу Царств, одиннадцатая
глава; еще вторая Книга Царств, глава одиннадцатая (Евангелие от Матфея, Мф.26:45).
Вот,
Господь, по Своему милосердию, милует и прощает
грешных, и ты, сама грешная, хочешь ругать свою крестницу;
ей и так тяжело, а ты еще хочешь прибавить тяжести. Святые отцы очень
милостиво обращались с грешниками, они говорили: «Если увидишь грешных, прикрой
своей одеждой, уйди и не осуждай их».
Много
примеров и советов мог бы привести из Священного
Писания и от святых отцов, но, думаю, довольно и этого, что
написал. Вспомни сама свои молодые годы, как тогда трудно было воздерживаться
от подобных естественных грехов. А теперь стала старушка, и забыла
прежние годы, и строго осуждаешь молодых. Молись за нее, обращайся с
ней как можно ласково, с таким обращением не погрешишь. Я посылаю ей пятьсот
марок, потрудись передать ей. Призываю на вас Божие благословение, с любовью во
Христе.
Многогрешный схиигумен Иоанн
30.06.1950
Новый Валаам
[О вечной жизни и
вечном мучении]
Вы
говорили, что святой Григорий Нисский писал: «Все падшие существа,
даже и демоны, достигнут
возрождения и восстановления и будут спасены». Это он
высказал в виде гадания, а не твердого верования. Святая Церковь этого мнения
не приняла. У святого Григория, исключая это гадание, все его писание чистое и
православное. Преподобный Варсонофий говорил своим ученикам: «Не думайте, что люди,
хотя и святые, могли совершенно постигнуть все глубины Божии». Святой
апостол говорит: «От части бо разумеваем и от части пророчествуем» (1
Кор.13:9). И еще: «О, глубина богатства и премудрости и разума
Божия! Яко неиспытани судове Его» (Рим.11:33–34).
Святое
Писание говорит, что будет вечная жизнь и вечное
мучение, и мы должны этому крепко верить и не вдаваться в
тонкое богословие по нашему ограниченному умишку и не очищенному от страстей
сердцу. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Мы не будем обвинены, о братия, при
исходе души нашей за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не
достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали
непрестанно о грехах своих» (Слово седьмое, глава семидесятая). А святой Исаак
Сирин так говорит: «Как мечущегося на всех льва, избегай рассуждений о
догматах» (Слово девятое). Мог бы я и еще много писать на эту тему,
но думаю, довлеет и этого. Прости за краткое писание.
Призываю на вас Божие благословение,
с любовью во Христе схиигумен Иоанн
31.03.1951
Новый Валаам
[Чтобы молитва
привилась к сердцу]
Боголюбивейшая
раба Божия Ирина!
Ваше
письмо я получил своевременно. Сердечно от души благодарю за доброе пожелание и
поздравление с постом Великим и с достижением Светлого Христова
Воскресения. И Вам желаю провести текущую Святую Четыредесятницу в христианском
благочестии и встретить Светлое Христово Воскресение в духовной радости.
Читаете
книги о молитве, добре, дай Бог, чтобы она (молитва) привилась к сердцу. Я дал
книгу о духовной жизни Павле Максимовне, она пришлет Вам. Вы в ней найдете
правильное руководство в Царство Небесное. Умудри Вас Господи.
Призываю на Вас Божие благословение, с
любовью о Христе.
Схиигумен Иоанн
2.7.1951
Новый Валаам
[О боязни
смерти и Божием милосердии]
Унывающая
раба Божия Тамара!
Христос
посреди нас!
Твое
письмо я своевременно получил. Ты пишешь, что я забыл тебя. Нет, нет, не забыл
тебя, в своих молитвах часто вспоминаю тебя с сестрой и мамой. Даже
помню твое последнее пребывание у нас в монастыре, как мы ходили в скит. Я
много говорил с тобой, а сестра твоя все плакала, хоть
она и сознавала, что надо больше с тобой говорить, ибо она тогда была
в больших скорбях, и все же было обидно ей, что с ней мало говорил.
Еще
пишешь, что тебе тяжело живется, погрязаешь в грехах,
унываешь и стала нехорошая. Да, я вполне сочувствую тебе, конечно,
тяжело жить на чужбине, оторвавшись от родины и от мужа. Однако не унывай и не
падай духом, ведь не ты одна живешь в скорбях, но все человецы земного шара
кряхтят под игом Адамова наследия. Господь сказал: «В мире скорбеть будете»
[см.: Ин.16:33], значит, без скорбей никто и не живет, только
всякий переживает разные скорби. Господь избрал на проповедь святых апостолов,
а скорби не отнял от них. Они [скорби] всех и всюду
преследуют, и никуда от них не спрячешься.
Еще
пишешь, что иногда возникают вопросы: отчего да почему, и кажется
тебе, что Господь от тебя Свой лик отвернул. Все эти твои мысли – от врага рода
человеческого, диавола. Святой апостол Павел пишет, что наша брань не против
крови и плоти, но против миродержителей тьмы века сего, против духов
злобы поднебесных [Еф.6:12]. Тоже пишешь: «Чтобы взять оружие – глагол Божий
(молитву)». Вот когда возникнут подобные диавольские мысли, вооружайся
молитвой и не обращай на них внимания – они и отойдут.
Еще
пишешь, что боишься смерти, и еще больше – грехов своих. Да,
страшновато умирать, ибо небывалое дело – как будет разлучаться душа с телом.
Чем человек моложе, тем страшнее для него смерть. Под старость уже не так
страшит час смертный, есть сознание, что конец приближается. А все же боязнь
есть. Святые Божии люди – и они боялись. Святой Лествичник пишет:
«Боязнь смерти есть свойство человеческого естества, происшедшее от
преслушания». А от грехов своих не надо приходить в отчаяние и не надо
Бога представлять строгим судией и карателем. Он очень милостивый,
даже принял на Себя плоть нашу и жил на земле тридцать три с
половиной года. О дивное чудо, даже и ангелы понять не могут такого
великого смирения. И все наши грехи, точно горсть песка, в сравнении с Божиим
милосердием. И нет такого греха, чтобы превышал Божие милосердие. Господь знает
нашу человеческую немощь, дал нам в помощь покаяние. Как только человек
покается, Господь не помянет его грехов – так Духом Святым сказал пророк
Иезекииль [см.: Иез.33:14–16].
По
прочтении твоего письма, что пришло в голову, то и написал, если
заметишь какие-либо недостатки, покрой их христианской любовью.
Испрашиваю
на тебя Божие благословение, с любовью во Христе.
Архигрешный твой
доброжелатель и сомолитвенник
схиигумен Иоанн
15.07.1951
Новый Валаам
[Горевать не надо]
Глубокочтимые
сослуживицы Елены Акселевны!
Сердечно
от души благодарю вас за привет и доброе пожелание. До глубины души
тронут вашим радушием.
Желаю
вам от Господа мира, любви, согласия и единомудрия.
Старайтесь
никого ни в чем не осуждать, не укорять, главнее всего, чтобы не было вражды
между вами. Умудри вас Господь.
Которая
была у меня и плакала, Елена сказала мне, что у тебя умерла
мама и ты очень унываешь и скорбишь о ней. Горевать не
надо, твоя мама не умерла, а перешла в другой, вечный мир, ибо тело – из
земли, и в землю пойдет, а душа – от Бога, к Богу и пойдет.
Эта наша жизнь временная и наполнена разными скорбями, и никто
не может их избежать, только скорби разные бывают. А как душа сотворена по
образу и по подобию Божию, кроме Бога, нигде и никогда не
найти спокойствия и утешения. Если будем располагаться на волю Божию, тогда скорби
будут тревожить только слегка.
Мама
твоя теперь избавилась от всех этих земных скорбей и будет жить вечно
в другом мире, где нет конца, и весь род человеческий, от Адама до
Второго пришествия Спасителя на землю, туда же пойдет.
Надо
крепко веровать в Святое Евангелие и стараться, насколько сил
хватает, исполнять заповеди Спасителя, а мы, точно глухие, и не
слышим, что Господь призывает нас: «Приидите ко Мне все труждающиеся и
обремененные, и Я успокою вас» [Мф.11:28]. Вот Кто только может
успокоить нас. Аминь.
Пребываю с любовью о Христе ваш
доброжелатель
многогрешный схиигумен Иоанн
30.07.1951
Новый Валаам
[Беседы со святыми
отцами]
Боголюбивейшая
раба Божия Татиана!
Христос
посреди нас!
Как
ты там поживаешь и как тебя Господь хранит? По Божией милости я пока
существую благополучно, хоть и храбрюсь, но звонки из другого мира
звонят: сердце слабеет, и нога побаливает. Ходить на покос
воздерживаюсь и ходить гулять тоже, все сижу в келлии да беседую со
святыми отцами. Ах, как назидательно с ними беседовать, просто не оторвешься от
них. Когда читаешь, точно с ними сидишь и слушаешь их поучения. Великое благо
для нас, грешных, оставили святые отцы, ибо они писали не от рассудка, а от
чувств, просвещенные Духом Святым. Они прошли тернистую дорогу в Царство
Небесное и нам оставили указания, как идти.
Богомольцы
разъехались, каждый на свое дело. Все же есть ревнующие о спасении, было много
богомольцев на праздниках преподобных
Сергия и Германа и святых апостолов Петра и Павла. Сегодня
пришла мне мысль написать тебе, что пришло в голову.
Вспомнил
нашу коротенькую беседу в богадельне в Борго. Я спросил тебя: «Как спасаешься и
какие книги читаешь?» Ты ответила: «Люблю читать о
природе и созерцать Божию премудрость и благость». Я не
помню, что тебе говорил. Все же думаю, что и святоотеческие книги почитываешь,
как ты говорила мне, когда была у нас в монастыре, – что читаешь их уже десять
лет. Умудри тебя Господи свою жизнь направить по их советам.
Пребываю с любовью о Христе
архигрешный
схиигумен Иоанн
[1951]
[О скорбях]
[...]
Ваше письмо я получил своевременно. Вполне сознаю, даже сочувствую Вашей
тяжелой скорби. Что делать: ведь не без Божией же воли они к нам приходят, не
было бы скорбей, и не было бы спасения, все же они очень нас
смиряют, и всех и всюду они преследуют, только в разных видах, все
человечество покряхтывает над бременем Адамова наследия. Судьбы Господни
непостижимы нам, грешным. И никакой ум решить не может, почему Господь посылает
разные скорби, одним очень тяжелые, а другим легкие. Против скорбей одно
средство: терпение и молитва, сказал преподобный Марк Подвижник.
Большая
наша ошибка, что мало думаем о переходе в другой мир, ведь эта наша жизнь в
юдоли сей плачевной [см.: Пс.83:7] не что иное, чем путь к вечности и
приготовление к ней. О, вечность ты, вечность, не имеющая конца, – жутко. Здесь
хоть иногда тяжело живется, постигают тяжкие скорби и лютые болезни,
однако есть некоторая отрадная мысль: умру, и все это кончится. А там-то
чего ждать? Господи! Имиже веси судьбами, спаси нас, грешных. Аминь!
Вы
писали: «Вы знаете мою скорбь, от которой я только и спасаюсь в
молитвенном уповании на милость Божию, представляя Его благой воле
промыслительно устроить все во благо нам». Выражено хорошо, даже до слез.
Именно только этот способ облегчит скорбь и упразднит смущение.
Вы
читаете преподобного Варсонофия Великого. Очень назидательная книга, я всю свою
жизнь [ее] зубрю и не могу начитаться.
Святое
Писание могут понять правильно только чистые сердцем, они уразумеют волю и
намерение Божие в Писании, а людям с не очищенным от страстей сердцем послужит
камнем преткновения.
Не
мне бы отвечать на Ваше письмо, но я забыл свое невежество, написал, что было у
меня на сердце. С большим трудом написал это письмо, пальцы не гнутся, в кулак
уже не могу сжать.
Был
у доктора. Тщательно осмотрел, сказал: «Рука и ноги болят от худого
сердца». Время и болезням быть. Мне уже семьдесят восемь лет. А может
быть, и смерть стоит за спиной пишущего эти строки и скосит
мою голову.
Прощайте,
кто помнит и знает, и помяните меня, грешного, в своих
святых молитвах. Коряво это письмо, хотел бросить в печку, но Вы это сделаете
по прочтении. [...]
Схиигумен Иоанн
18.02.1952
[...]
У вас детей нет, и вы желаете иметь их. Ваше желание естественно, в
порядке вещей. Однако всяко бывает: не на радость родителям дети бывают, а на
великие скорби. Расположимся на волю Божию, ибо Он знает наши нужды раньше
нашего прошения. Если на пользу, будут и дети без операции
докторской. Будем молиться так: «Господи, Ты знаешь наши нужды раньше нашего
прошения, благослови по Своей благости, что будет нам на пользу. Аминь!»[...]
Схиигумен Иоанн
26.06.1985
Новый Валаам
[О молитве]
Боголюбивейшая
раба Божия Павла!
Твою
посылочку и письмо получил я своевременно. За посылочку надо тебя не
благодарить, а побранить, сама живешь в скудости и выдумала посылать
посылочки, да еще схимнику, который должен питаться хлебом и водой по
примеру святых отцов. Говорю тебе строго: чтобы впредь этого не было.
Ты
пишешь, что «ленивая и нерадивая», и просишь, чтобы поругал
тебя. Как я могу тебя ругать, когда сам состарился и этим недугом
одержим, и больше твоего их у меня. Все же не будем
унывать и отчаиваться, смиримся и положим начало, хотя и в
одиннадцатый час мы пришли (см.: Мф.20). Но Господь очень милостивый,
такую же плату дает, как тем, которые трудились с утра. Слава, Господи, святому
милосердию Твоему!
Господь
даст молитву молящемуся. Все же знай, молитва требует борьбы даже до смертного
часа. Будь довольна, какая у тебя есть молитва, к умилению и слезам
не стремись. А когда они придут, остановись, когда сами пройдут. Молитва или
память Божия – это равносильно: можно ходить или что делать и думать
о Боге – та же молитва. Старайся никого не осуждать, и чтобы вражды
не было ни на кого, иначе молитва в толк не пойдет. Умудри тебя Господи! [...]
Призываю на вас Божие благословение, с
любовью
во Христе ваш сомолитвенник схиигумен
Иоанн
12.12.1952
[По вере нашей]
[...]
Твое сердечное письмо я получил своевременно; от души благодарю за твое доброе
желание и расположение к моему убожеству.
Радуюсь,
что оперировали тебя благополучно. Не моя слабая молитва помогла тебе, но вера
твоя в молитвы мои. Это видно из Святого Евангелия; много раз говорил
Спаситель: «По вере твоей да будет тебе».
Я
лежал в больнице в городе Йоэнсуу две недели; теперь, с Божией помощью,
чувствую себя хорошо.
Очень
хорошо знаю я желание женщины иметь чад и ее скорбь не иметь детей.
Мое желание, чтобы Господь исполнил по желанию Вашего сердца; расположимся на
волю Божию и будем ждать Его милости.
Ты
предлагаешь свои услуги помочь чем-либо мне; все у меня есть, не надо посылать
ничего. А по получении сего письма напиши мне свое самочувствие, буду ждать
терпеливо твое письмо. [...]
Схиигумен Иоанн
11.03.1953
[Отчаиваться не
будем]
Заступнице
усердная, Мати Бога Вышняго...
Твое
письмо я получил и прочел внимательно. Чувствую, что «уныл дух твой в
тебе и смятеся сердце твое» [см.: Пс.142:4].
В
конце письма пишешь: «Вы, наверно, почувствуете, что хотелось мне сказать». Как
же мне не почувствовать, когда ты вся в меня! Что ты писала – все это у меня есть,
точно с моего сердца скопировала. Ну что же нам с тобой делать? Не кричать же:
«Караул!» Отчаиваться не будем, потерпим и будем молиться, чтобы
Господь помог нам, грешным, положить начало. Ты пишешь: «Я очень глупая, все
хочу научиться уму-разуму, но ничего не выходит». А я век свой прожил в
монастыре, и жизнь моя приближается к смерти, а уму-разуму не
научился, приходится умирать дураком.
Я
ведь тоже по натуре человек ленивый, безвольный и застенчивый, но так
не думаю, как ты думаешь: «наказание Божие». Это нам на пользу, от этого
рождается смирение. Надо очень бояться гордости,
самомнения и тщеславия. От подобных неприятных
чувствований и скорбей святые люди тоже были не свободны. Ведь наша
жизнь подобна кораблику, плывущему в море, – приходится все невзгоды терпеть,
иначе и быть не может. [...]
Схиигумен Иоанн
24.06.1953
Новый Валаам
[О душе, вечной
жизни, поисках Бога]
Господин
директор!
Елена
Армфельт прислала мне письмо и между прочим пишет, что Вы написали
мне письмо в то время, когда я был в Гельсингфорсе. Вы постеснялись прийти ко
мне, и поговорить со мной, и письмо послать, которое написали мне.
Она же, прочитав Ваше письмо, прислала мне выдержки из него, но я неграмотный,
в школах не учился, трудновато мне свои мысли выяснить, однако напишу, как
умею и чувствую, – кратко.
Вы
не верите «в бессмертие души, в особенности в Царство Небесное и в
ад». Вы мыслите так, а я глубоко верю и утверждаю, что душа
бессмертна. Вот приведу один пример о бессмертии души. Наверно, приходилось Вам
когда-либо, когда хоронили умершего, [чувствовать]: одна мысль говорит, что я
умру, а другая, где-то внутри, говорит: нет, я не умру. Вот
это и есть голос души, ибо она бессмертна.
Вот
что еще к сведению: душа не стареет. Я не знаю, сколько Вам лет, однако
полагаю, что пожилой. Последите за собой. Когда дела идут хорошо – скорбей нет
и болезни если есть какие, то на время утихли, – Вы тогда почувствуете себя
молодым, так что наш директор готов будет идти танцевать с молодыми барышнями.
Конечно, тело неспособно к этому, но душа так чувствует. Вот мне восемьдесят
лет, а чувствую себя молодым. Спросите любого старика – каждый так скажет. У
стариков, в морщинах и сединах, бывают юные нравы, ибо душа
грешит и добро творит посредством тела. Есть и юные,
которые живут духовной жизнью, – с помощью Божией, тело подчиняют
духу и живут целомудренно.
Еще
пишете, что уже здесь, на земле, ужасный ад и что верите в то, что
«постепенно на земле человечеством будет устроено царство земное». Это так
говорят и думают атеисты. Но их фантазия и останется
фантазией, и никогда этого быть не может, чтобы человечество устроило
царство на земле. Напрасно человечество к этому стремится, ибо они видят только
миражи. Вы пишете, что «уже здесь, на земле, ужасный ад». Не так думаете, что
здесь ад. Здесь, на земле, только предвкушение будущего ада. Если которые
испытывают ужасные внутренние мучения от ужасной греховной жизни, вот
они и предвкушают будущее вечное мучение.
Есть
и такие люди, которые предвкушают будущее вечное блаженство: это те люди,
которые живут евангельской жизнью. Они приходят в такое состояние, что для них
мир почти не существует и все люди кажутся милыми. У таких людей нет
лукавства, ни обмана, ни лести, ни лицемерия, ни тщеславия, и всю
тварь видят по существу; восхищаются и умиляются до слез; это мир
слепой не знает и вместить не может, даже сделается смешным.
Еще
пишете: Вам непонятно, как Всемогущество может интересоваться каждой
человеческой душой и о ней заботиться и что «это
несовместимо с попускаемой Им здесь жестокостью на земле». Наш умишко очень
ограниченный и не может постигнуть судеб Божиих. Ибо Бог –
самобытное и вездесущее Существо, Он как свет – везде
светит и во все человеческие сердца проникает, и нет такого
места, где бы не было Бога. Мне один ученый сказал: «Последняя наука говорит,
что в природе есть какая-то невидимая всемогущая сила, которая поддерживает
весь мировой порядок». Но не хотят сказать, что это Бог, ибо Бог сотворил
видимый мир с тварями и поддерживает его.
Глубоко
я верю и утверждаю, что есть Бог, будущая вечная жизнь, есть
ад и рай, а эта наша временная жизнь не что иное, как путь к
вечности и приготовление к ней. И верю, что этот видимый мир
кончится, будет Второе пришествие Иисуса Христа, как сказано в Евангелии от
Матфея, в 24-й главе. В первой половине главы сказано о разрушении Иерусалима,
так и сбылось, и это прообраз Второго пришествия Спасителя
на землю, а вторая половина главы – о Втором уже пришествии Иисуса Христа на
землю. И это такая неопровержимая Истина, [которая] никак не может солгать.
Все
науки мира сего говорят только об этой земной жизни, а о загробной молчат.
Конечно, науки нужны, ибо ими человечество живет. Набивают голову разными
познаниями, а сердце остается наполнено страстями, и под влиянием
страстей фантазируют разные предприятия и своими человеческими
усилиями хотят устроить блаженство на земле. На деле так не бывает. Духовная
наука говорит совсем другое: много человек замышляет в сердце своем, но
состоится – что определено Господом. Все человеческие усилия без Божией помощи
рухнут в конце концов. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася
зиждущии; аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий», – говорит
Писание [Пс.126:1].
Если
Вы, господин директор, хотите найти Бога философией, всуе будете трудиться и
никогда не найдете. Вот мой совет, как найти Бога: начинайте свою жизнь вести
по Евангелию. Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, тии Бога узрят» [Мф.5:8].
Постепенно очищайте сердце от страстей.
Насколько
очищается сердце от страстей, настолько Бог познается, и будет
Царство Божие внутри Вас [см.: Лк.17:21]. Вот тогда все вопросы кончатся.
Умудри
Вас Господи начать жить по Евангелию.
Кончаю
писать. Есть пробелы, и много не дописано, а мои недостатки покрой
христианскою любовью.
Ваш доброжелатель многогрешный
схиигумен Иоанн
04.10.1953
[О примирении]
Боголюбивейшая
раба Божия Людмила!
Христос
посреди нас!
Радуюсь,
что Вы помните Валаам и чувствуете помощь от преподобных
Сергия и Германа. Вы отцу Луке пишете, что имеете вражду на тетю уже
шестнадцать лет и не можете примириться. Это очень печально. Знай,
что твои добродетели Богу не угодны. Как же ты можешь читать молитву «Отче
наш»: «Остави нам долги наша, яко и мы оставляем должником нашим» [Мф.6:12].
Сама не прощаешь, а просишь у Бога прощения? Всуе молишься. Бог не простит тебе
до тех пор, пока не примиришься с тетей. Прочти Евангелие, в пятой главе от
Матфея стих двадцать третий.
Сам
Господь даже молился Отцу Своему за распинателей: «Отче! Отпусти им: не ведят
бо что творят» (Лк.23:34). И святой апостол архидиакон Стефан молился за
побивающих его камнями: «Господи, не постави им греха сего» (Деян.7:60). Вот
какие примеры имеем, а ты не можешь примириться с тетей. Пишешь, что она
обидела тебя. Но внимательно рассмотри себя, может быть, ты и сама не
права была. Пусть будет так, что она напрасно обидела тебя, все же ты должна
сходить к ней и примириться. Хотя жестокое сердце твое не захочет
примириться, понудь его, помолись Богу и проси Его помощи, чтобы
Господь смягчил сердце твое, непременно так сделай, иначе ты погибнешь. Ибо Суд
Божий во Второе пришествие будет по Евангелию.
В
молитве ко Святому Причащению говорится: «или примирись тя опечалившим». А если
не примирившись приступишь ко Святому Причащению, тогда Святые Тайны не
вменятся в Тайны.
Вот
что еще есть в церковной истории: были очень большие друзья священник Саприкий
и мирянин Никифор. Диавол навел на них такую вражду, что [они] никак не могли
примириться. Тогда было гонение на христиан. Священник Саприкий много претерпел
мучений, приговорили отсечь ему голову. Никифор спросил священника: «Мучениче
Христов, прости меня ради Христа». Но жестокий священник не простил и сказал
мучителям: «Отрекаюсь от Христа». А Никифор объявил себя христианином, и
отрубили ему голову. Саприкий погиб, а Никифор стал мучеником. Вот какой
тяжкий грех – вражда. После тяжких мучений погиб человек. Из многих
примеров написал я тебе немного. Не пиши мне писем до тех пор, пока не
примиришься с тетей.
Призываю
на вас Божие благословение, примири и храни вас Господь.
Многогрешный схиигумен Иоанн
ИСТОЧНИКИ
И ЛИТЕРАТУРА
1.
«Письма
о духовной жизни». Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев). Свято-Троицкая
Сергиева Лавра, 2014
Комментариев нет:
Отправить комментарий