|
Преподобный
Антоний Великий (251–356). День памяти - 17(30) января.
|
Слово о суете мира и воскресении мертвых.
Настоящая
жизнь, возлюбленные, дана нам для того, чтобы мы приуготовлялись к жизни
вечной, к славе неизменяемой. Настоящая жизнь оканчивается смертию, и мирская
слава непостоянна и преходит. Ибо многие из сильных земли неожиданно сведены во
ад; многие судии земные преданы суду тех, которых прежде сами судили; богатые
обнищали; почитавшиеся мудрыми признаны за глупых; крепкие ослабели; здоровые
впали в болезнь; имевшие власть лишились оной.
В
мире нет ничего твердаго и постояннаго, потому что нет ничего добраго. Дети
презирают и оскорбляют родителей своих; родители боятся детей своих. Жены
оставляют мужей своих; мужья не сохраняют супружеской верности к женам своим.
Юноши вместе с стариками теряют разсудок; старики вместе с юношами предаются
порочным забавам. Между друзьями нет верности, и между братьями – любви. Люди в
разговорах показывают друг к другу любовь; но в сердце питают друг к другу
ненависть. Везде видно коварство и злоба, везде господствует обман.
Никто
не думает о Боге, никто не представляет себе, что по смерти должен отдать Богу
отчет в своей жизни. От забвения Бога умножается между нами зло.
Бог
дал нам разум, чтобы мы, узнавши волю Его, делали добро; но мы знаем волю Его и
делаем зло. Бог повелел нам быть добродетельными, чтобы мы исполняли то, что
праведно и что благоугодно Ему; но мы любим нечестие. Дал нам богатство, чтобы
мы оказывали вспоможение бедным; но мы, имея богатство, угнетаем бедных. Дал
нам власть и силу, чтобы мы защищали гонимых невинно; но мы не защищаем, а сами
более гоним их.
Никто
не ходит путем заповедей Божиих. Изсякла любовь и ненависть умножила плод свой.
Искренность почитается за ничто, и везде видно притворство. Смирение сделалось
постыднымь, гордость – почтенною. Истина изгнана, и ложь царствует на
земле.
О
глубина богатства, благости и долготерпения Божия!
Бог
долго терпит наши беззакония и не мстит нам. Он умеряет гнев Свой не потому,
чтобы не мог тотчас наказать нас; но потому что, как милосердый Отец, ожидает
нашего покаяния и обращения к Его милосердию. Ибо не смерти, но раскаяния
грешника хочет Бог.
И
велика ли наша сила, что мы противимся силе Божией? Подул на нас ветр, и мы
посохли: поднялась буря, и разсеяла нас, как мелкия прутья. Чем может гордиться
земля и пепел? Писано: «Видех
нечестиваго превозносящася, и высящася яко кедры Ливанские: и мимо идох, и се
не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Псал. 36, 35–36).
He
будем думать, что по смерти обратимся в ничто, и что после земной жизни не
будет никакого суда. Нет, по смерти будет воскресение мертвых, и мы будем
судимы Богом, который воздаст каждому по делам его.
Итак,
не будем обманывать самих себя, не будем жить на подобие безсловесных животных.
Если нет воскресения, нет и смерти. Если же будет воскресение, будет и суд. Ибо
кто определил человеку смерть, тот обещал сделать и суд. Если Бог справедлив в
первом случае: то не может обмануть и в последнем.
Что́
для человека удобнее сделать? Старый ли дом разрушить и из вещества его вновь
построить тот же дом, или приготовить новое вещество и построить новый дом?
Итак,
если Бог произвел из ничего землю, из которой создан человек: то не с большею
ли удобностию может возсоздать в первый образ того же человека, умершаго и
обратившагося в землю? Бог в делах Своих не чувствует никаких затруднений. Его
дело есть Его слово; слово же Его есть мысль Его. «Рече, и быша», говорит Писание о Боге (Псал. 32:9). «Он нарицает не
сущая, яко сущая» (Рим. 4, 17).
Как
сила и могущество Божие непостижимы, так и дела Его. И как премудрость Его
неизмерима, так и «пути
Его неизследовани» (Рим. 11, 33).
Итак,
оставим неверие. Будем опасаться, чтобы не подвергнуться осуждению более за
неверие, нежели за худыя дела. Худыя дела проистекают иногда от нашей слабости:
напротив источник неверия всегда есть безразсудность и дерзость. Но
безразсудный и дерзкий едва ли способен к какому нибудь доброму делу.
Итак,
пока имеем время, позаботимся о себе самих, и постараемся умилостивить Бога о
грехах наших, чтобы Он не повелел связать нам руки и ноги и ввергнуть во тьму
кромешнюю, где «плачь и скрежет
зубов» (Матф. 13, 42).
Плачь
что иное означает, если не жестокость страшных мучений? Скрежет зубов что иное
показывает, если не позднее раскаяние о соделанных грехах? Ибо тогда только мы
начнем негодовать на самих себя и с скрежетом зубов укорять себя, когда уже не
будет времени для раскаяния, и надежды на освобождение.
Итак,
ежели мы в краткое время сей жизни можем служить Богу и предохранить себя от
геенны и вечных мучений, то для чего нерадим и презираем заповеди Божии, для
чего следуем злым своим похотям, и делаемся достойными вечнаго наказания? Бог
наш великий, человеколюбивый, «богатый в
милости» (Ефес. 2, 4), и
сильный в делах Своих, Сам укрепит нашу слабость, Сам «сокрушит сатану под ноги наша вскоре» (Рим. 16, 20),
и даст нам силу и духовный разум, чтобы мы в остающееся для нас время служили
Ему истинно и верно, и обрели милость Его в страшный день суда Его. Аминь.
Духовные наставления.
1
Прежде
всего, сын мой, удаляйся гордости и люби смирение: от смирения рождается
познание истины; от познания истины вера; от веры надежда; от надежды любовь;
от любви повиновение; от повиновения постоянное исполнение заповедей.
Сын
мой, удаляйся порока и люби добродетель.
Старайся,
чтобы око души твоей было не темно, но чисто и светло.
В
добродетели подражай не тем, которые менее, но которые более тебя успели в
оной.
Не
опасайся злословия порочных людей.
Скрывай
все добрые делá твои.
Убегай
всего, что может нанести вред душé твоей.
Никогда
не оставляй воли Божией, чтобы исполнить только волю человеческую.
Не
ропщи ни на кого и ничем не оскорбляй никого.
Не
завидуй тому, кто беззаконными средствами успевает в чём-нибудь, — но смиряй
себя пред всеми, чтобы Бог был с тобою.
Если
ты приступил к исполнению какого-нибудь доброго дéла, то не оставляй его.
Никогда
не ослабляй в себе любви к Богу.
Всякое
дело исполняй охотно и терпеливо, и Бог будет твоим помощником. Он Сам будет
приводить делá твои к желаемому концу.
Люби
уединение.
Не
занимайся разговорами, относящимися к пустым предметам мiра сего.
Старайся
успевать во всех добродетелях и убегай нерадения в исполнении оных.
Сын
мой, если будешь строго исполнять всё сие, то получишь наследие,
которого око не виде, и ухо не слыша и которое на сердце
человеку не взыдоша (1 Кор. 2, 9).
Кто
менее тебя успел в христианских добродетелях, того почитай как бы равным тебе
по благочестию; но кто равен тебе по добродетелям, того почитай совершеннее
себя.
Сын
мой, удаляй от себя все порочные мысли и будь уверен, что Господь никогда не
забудет трудов твоих, которыми ты стремишься к совершенству. Он Сам облегчит
тебе оные.
Сын
мой, подражай тем, которые возлюбили Гóспода всем сердцем и которые постоянно и
ревностно угождают Богу добрыми делами; не стыдись последовать им, ибо они
совершеннее тебя. Но не подражай тем, которые стремятся к удовольствиям мiра
сего, потому что они никогда не найдут в них блаженства.
Чтобы
получить благословение свыше, подражай тем, которые из любви к Богу скитались
по горам и пустыням.
Будь
спокоен и не опасайся ничего, когда ты что-нибудь делаешь сообразно с волей
Божией, но опасайся преступить и малую заповедь Божию. Господь Иисус Христос
даст тебе силу и Сам будет содействовать тебе в совершении добрых твоих дел.
Как
отцы наши были совершенны, так и те, кои подражают им, могут сделаться
совершенными в добродетели.
Сын
мой, убегай пустословия, чтобы не удалился от тебя Дух Божий, убегай всех
грехов и никого не осуждай в оных.
2
Сын
мой, не сообщайся с гордыми, но обращайся со смиренными.
Не
будь лицемером или лжецом.
В
словах никогда не показывай гнева, но всегда говори кротко и мудро. Самое
молчание твое должнó быть благоразумно. Как в словах, так и в молчании отцов
наших всегда видны были мудрость и благоразумие.
Сын
мой, не старайся приобретать славы перед людьми, — но сам для себя старайся
быть мудрым, кротким, долготерпеливым.
Пекись
о спасении своем и люби всех людей.
Ежели
ближний твой находится в печали — печалься вместе с ним и участвуй в его
несчастии.
Сын
мой, люби смирение во все дни жизни твоей.
О
предметах предосудительных никого не спрашивай никогда.
Удаляйся
всего худого.
Словá
твои должны быть всегда назидательны и приятны, ибо от слов могут рождаться и
польза, и вред.
Будь
ко всем милосерд.
Соблюдай
чистоту веры.
Сын
мой, старайся сделать сердце свое столь чистым, чтобы оно ни о чём худом не
думало, но чтобы всегда стремилось к добру и таким образом приобрело себе
духовный мир.
Если
ты посещаешь кого-нибудь из ближних своих, то сохраняй в сердце своем страх
Божий и в разговорах с ближним своим соблюдай благоразумие, чтобы дух твой был
спокоен и не развлечен, когда ты возвратишься домой.
Перед
человеком, который по своему званию больше и выше тебя, много не говори.
Сын
мой, духовных отцов своих люби больше, нежели отца своего плотского, — ибо
духовные отцы пекутся о спасении твоем.
Находясь
в каком-нибудь обществе людей, не говори много; и если нужно тебе будет
спросить о чём-нибудь или если тебя спросят о чём-нибудь, — говори со смирением
и в кратких словах.
Сын
мой, если тебя кто-нибудь обидит, не питай ненависти к человеку, обидевшему
тебя, но почитай себя достойным того, чтобы тебя все обижали.
Если
кто-нибудь придет к тебе по какому-нибудь делу, обращайся с ним ласково и
смиренно.
Если
начальник твой прикажет тебе услуживать другим, исполняй его приказание охотно,
чтобы двоякую награду получить от Бога — за послушание начальнику и за служение
другим.
Если
невинно осудят тебя в каком-нибудь грехе, смиренно и терпеливо переноси сие
осуждение, чтобы получить венец награды в будущей жизни.
Когда
говорят о чём-нибудь худом, не слушай.
Если
тебе зло сделали или оскорбили тебя, не мсти.
Сын
мой, не гордись и не хвались ничем, ни с кем не ссорься, не говори слишком
скоро или слишком громко.
Не
питай ни к кому ненависти, но люби всех, как самогó себя, потому что Писание
говорит: возлюбúши искренняго твоего яко сам себе (Мф. 22, 39).
Сын
мой, помни всегда наставника своего, который внушал тебе правила добродетели.
Не забывай сих правил. Строго исполняй их, чтобы по обетованию Божию получить в
награду долговременную жизнь. Словá апостола Павла, сказанные им
Тимофею: в сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет
во всех (1 Тим. 4, 15), — относи к самомý себе.
3
Сын
мой, произвольная нищета есть не что иное, как воздержание от всего, что не
нужно человеку; уединение есть удаление от мiрского шума; благочестивое
путешествие, предпринимаемое к какому-нибудь святому месту, для истинного
христианина состоит во всегдашнем хождении в церковь для богослужения.
Сын
мой, занимайся всегда каким-нибудь делом; сердце свое приучай к богомыслию, а
язык к тому, чтобы всегда говорил истину.
Люби
больше бесславие, нежели славу и честь; больше труды, нежели покой; больше
потерю мiрских вещéй, нежели приобретение.
Добрый
и верный раб, если ты поставлен служить другим, то слушай внимательно и
исполняй строго и скоро всё, чтó приказывают тебе.
Если
ты находишься между подобными и равными тебе, то более слушай, что другие
говорят, нежели сам говори; более старайся услуживать другим, нежели чтобы тебе
услуживали.
Человек,
который любит обманывать, ни к какому доброму делу не способен.
Если
совесть не обличает тебя во грехах, то наставляй на путь истины тех, которые
жизнью своей хулят имя Божие. Поскольку таковые люди удалены от Бога и духовно
мертвы, то употребляй всё старание, чтобы они оставили свои порочные делá,
обратились к Богу и жили свято, чтобы в награду получить жизнь вечную.
Сын
мой, подражай Господу нашему Иисусу Христу и люби молчание. Господь наш ничего
не ответствовал Ироду, когда сей по любопытству спрашивал Его о многом (см.:
Лк. 23, 9).
Сын
мой, когда ты хочешь что-нибудь делать и видишь, что это несообразно с волею
Божиею, не делай этого.
Дух
твой должен всегда заниматься Богом и быть, так сказать, на небе; тело твое,
будучи на земле, должнó сообразоваться с духом и быть храмом Божиим.
Сын
мой, умышленно причинять оскорбление ближнему своему или гордиться пред ним, не
чувствуя собственных своих недостатков, есть великий грех.
Не
говори ни о чём прежде, нежели размыслишь о том, ибо словá, не имеющие в себе
смысла, подобны тернию и волчцам.
Никого
не учи ничему, никому не предлагай ничего прежде, нежели сам исполнишь то на
сáмом деле.
Размышляй
о делах Божиих.
Молитву
совершай с усердием и со вниманием: ибо молитва, совершаемая без внимания, есть
не что иное, как пустые словá.
Сын
мой, удаляйся тех людей, которые в делах своих безрассудны. Если ты сделал
какие-нибудь добрые делá, не хвались ими и не говори: «Я то и то сделал». Если
будешь тщеславиться, то безрассудно поступишь и делá твои не будут иметь цены.
Не
приказывай другим исполнять того, чего сам еще не исполнил: для тебя нет
никакой пользы, когда другие делают то, чего сам ты не делаешь.
Мудрый
человек знает, когда чтó дóлжно делать или говорить: он обо всём предварительно
размышляет и потóм начинает говорить или делать; напротив, человек безрассудный
поступает опрометчиво: он не сохраняет и тайны, вверенной ему.
4
Сын
мой, тому, кто слов твоих не понимает, не говори их.
Со
всеми живи мирно, но не от всех принимай советы.
Не
всех делай друзьями своими, и прежде, нежели выберешь себе друга, испытай
верность его, ибо весь мiр лежит во зле. Дрýгом избери себе такого человека,
который боится Гóспода.
Всем
сердцем прилепляйся только к одному Богу, потому что все люди, исключая
немногих, коварны: на земле везде видны суета и обман.
Сын
мой, если ты любишь жизнь спокойную, то не обращайся с теми, которые живут
порочно; и если необходимость принудит тебя обращаться с ними, то предохраняй
себя от их пороков.
Если
хочешь угодить Богу, то всем сердцем люби Иисуса Христа: Он освободит тебя от
грехов и введет в жизнь вечную.
Если
ты намерен исполнить какое-нибудь доброе дело, то не говори о сем никому, но
исполняй доброе дело тайно.
Убегай
порочных удовольствий. Кто прилепляется к ним, того Бог лишает Своего
благоволения.
Помни,
что грехи твои бесчисленны, а время смерти твоей всегда близко к тебе. По
смерти ты должен будешь отдать отчет в делах своих, и если ты будешь осужден,
то никто не избавит тебя от наказания: там ни брат не может искупить брата, ни
отец не может освободить сына своего.
Сын
мой, дом твой почитай темницей, в которой ты должен быть заключен за грехи
свои.
Во
всём показывай смирение: и в походке, и в одежде, и в вещах, принадлежащих
тебе, и в самом образе жизни твоей.
Во
всём будь доволен малым и люби произвольную нищету.
Молитвами
или духовными подвигами своими не хвались.
Когда
посещаешь ближнего своего, то говори с ним просто и откровенно, без всякой
хитрости.
Если
будут хвалить тебя за твои делá, не радуйся сему, но всё, чтó достойно похвалы,
сколько можно, скрывай от всех и не позволяй никому хвалить тебя.
5
Сын
мой, если ты хочешь обличить кого-нибудь во грехе, то обличай кротко и
человеколюбиво, потому что и ты сам подвержен заблуждениям и проступкам.
Пóмни
всегда смерть свою и не забывай вечного наказания, уготованного грешным.
Непрестанное воспоминание сего предохранит тебя от грехов.
Не
оставляй уединения: отцы наши говорят, что в уединении удобнее непрестанно
помнить смерть и удаляться от грехов.
Сын
мой, пищу употребляй простую и нероскошную.
Предохраняй
себя от гнева и сохраняй спокойствие духа.
Увещевай
и юношей и стариков, чтобы они никогда не предавались гневу.
Старайся
приобрести духовное мужество, которое состоит в том, чтобы твердо стоять в
истине и противиться врагам оной. Враги удалятся от тебя и не возвратятся к
тебе, если ты будешь мужественно вооружаться против них.
Сын
мой, мудрый человек и в лице выражает свою мудрость.
Будь
мудр так, чтобы и молчание твое заграждало уста клеветников.
Если
кто ложно обвиняет тебя во грехе, не бойся сего обвинения, потому что оно
проистекает от духа злобы, который употребляет все средства, чтобы удалить
человека от добродетели.
Сын
мой, погашай в себе всякую наклонность к чувственным удовольствиям и изгоняй из
сéрдца своего все порочные мысли.
Апостол
Иоанн, по внушению Духа Святого, все чувственные земные удовольствия разделяет
на три рода. Все, говорит он, еже в мiре, похоть плотская и похоть
очима и гордость житейская (1 Ин. 2, 16). Похоть плотская есть
невоздержание в пище и порочные желания, которые необходимо рождаются от сего
невоздержания. Похоть очес есть нечистое воззрение на предметы, от
которого рождается нечистое представление в сердце. Гордость
житейская есть та слава мiра сего, те достоинства и почести земные, к
которым развращенное сердце наше непрестанно стремится.
Сын
мой, сей правду, чтобы пожать плоды жизни.
Старайся
приобрести духовную мудрость, чтобы после получить наследие вместе со святыми.
Только в настоящей жизни мы имеем возможность приобретать сию мудрость.
6
Сын
мой, предохраняй себя от тщеславия, которое часто возмущает спокойствие
человека, находящегося в уединении.
Духовные
твои подвиги тогда будут иметь совершенство, когда приучишь себя к совершенному
послушанию.
Истинно
благочестивый человек от юности носит иго Господне: он всем услуживает, всем
покоряется; кто ударит его по одной щеке, тому он подставляет другую; он
спокоен и весел, когда злословят его или клевещут на него; он довольствуется
малой и сáмой простой пищей; и Господь наш Иисус Христос не оставляет его
никогда и укрепляет его, доколе не переселится он к вечному миру и блаженству.
Господь
наш милосерд. Любящим и ищущим Его Он содействует в перенесении всех бедствий
мiра сего.
Сын
мой, радуйся, когда постигают тебя несчастья, ибо от них рождается плод
спасения. Не увлекайся удовольствиями мiра сего: ибо за ними последует
плачевная и гибельная смерть.
Сын
мой, бодрствуй непрестанно, удали от себя всякое нерадение и леность, чтобы не
быть отверженным в будущем веке.
Умирай
ежедневно, чтобы жить вечно.
Чтобы
не впасть тебе в нерадение и не погибнуть в последний час жизни твоей, —
воспоминай благочестивые труды свои и опасайся, чтобы они через нерадение твое
не сделались тщетными.
До
конца жизни люби Гóспода — и получишь от Него милость.
Не
удаляйся от Бога по причине тленных земных благ, но всегда помни и исполняй всё
то, чтó обещался исполнять при удалении от мiра и вступлении в монашескую
жизнь.
Обращай
внимание на одежду свою и воспоминай те слёзы покаяния, которыми ты орошал ее,
когда облекся в нее.
Сын
мой, орошай постель слезами своими и молись Господу Иисусу Христу, чтобы Он
загладил грехи твои, дух прав обновил во утробе твоей (Пс.
50, 12), ниспослал тебе силу к совершению добрых дел твоих и дал тебе в
наследие вечное Свое Царство. Ему, как Творцу и Спасителю нашему, должна быть
воссылаема слава и честь, должнó быть приносимо поклонение вместе со Отцем и
Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Прочитай также НАСТАВЛЕНИЯ АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО О ДОБРОЙ НРАВСТВЕННОСТИ И СВЯТОЙ ЖИЗНИ.
ИСТОЧНИКИ
И ЛИТЕРАТУРА
1. Преподобный Антоний Великий. Поучения.
Составитель Е. А. Смирнова. Издательство Сретенского монастыря. Москва, 2008.
Комментариев нет:
Отправить комментарий